АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ЛЁТЧИКА

© М.В.Дворников, А.А.Меденков
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы космической медицины и биологии"
2014 г.

Полнота реализации лётно-технических качеств современных образцов авиационной техники во многом зависит от функциональных возможностей летчика: его подготовки, пространственной ориентировки, ситуационной осведомлённости и функционального состояния. Работоспособность лётчика в манёвренном полёте и защита его от неблагоприятных факторов полёта в аварийных ситуациях обеспечивается бортовыми системами обеспечения жизнедеятельности и специальным снаряжением. Образцы средств защиты, созданные 20–30 лет тому назад, не в полной мере отвечают современным требованиям. Применительно к авиационным комплексам нового поколения для эффективной защиты лётчика от воздействия неблагоприятных факторов полёта необходимо проводить исследования по созданию принципиально нового снаряжения, соответствующего возросшим требованиям и обеспечивающего реализацию возможностей комплекса в полном объёме.

Прежде всего, речь идет о создании многофункционального снаряжения лётчика с использованием новых технологий, материалов и принципов защиты от факторов полета, обеспечивающих соответствие санитарно-гигиеническим требованиям и работоспособность лётчика в полёте продолжительностью 18–20 часов. В связи с этим представляются актуальными разработки новой методологии создания средств защиты, переход от функционального и блочно-модульного способов к структурно-функциональным технологиям учёта требований по обеспечению работоспособности лётчика и перераспределению функций между наземными, бортовыми, индивидуальными и медицинскими средствами и способами защиты. Предстоит разработать технологии профилактики и оперативной коррекции нарушений микроциркуляции в нижних конечностях человека, обусловленных гиподинамией и длительным пребыванием в вынужденной позе, технологии пролонгированного использования облегчённого высотного снаряжения для экипажей дальней авиации в условиях длительного пребывания в разгерметизированной кабине, технологии обследования и выявления лиц, предрасположенных к высотно-декомпрессионной болезни, и создания облегчённого защитного шлема, совмещённого с полнолицевой кислородной маской и встроенными системами герметизации и компенсации избыточного давления в области барабанных перепонок, облегчённого снаряжения экипажей вертолётов для полётов на высотах 8000–9000 м и маневрирования с перегрузкой до 5 ед. и облегчённого индивидуального защитного шлема с встроенными элементами регуляции функционального состояния.

Одновременно представляются необходимыми разработка и модернизация бортовых и индивидуальных аварийных запасов для воздушных судов гражданского и военного назначения. Сегодня полёты осуществляются на большие расстояния, в любых метеорологических условиях и практически над всеми континентами и водными акваториями. В связи с этим не исключена возможность аварийных приземлений и приводнений с экипажами и пассажирами на борту или вынужденного покидания летательных аппаратов вдали от населенных пунктов. Поэтому средства выживания в условиях автономного существования должны быть адаптированы к природно-климатическим особенностям регионов и соответствовать современным требованиям многофункционального и надежного использования в различных ситуациях. При этом в состав аварийных средств должны включаться современные средства связи, навигации, сигнализации, медицинские средства, средства защиты от неблагоприятных факторов окружающей среды, запасы воды, пищи и средств их добывания, лагерное снаряжение. Все это предполагает проведение исследований по выбору необходимых средств и разработку инструкций, пособий и рекомендаций по их использованию в аварийных ситуациях.

Повышение функциональных возможностей лётчика и его работоспособности в полёте за счет использования эффективных средств защиты от неблагоприятных факторов полёта является необходимым условием использования боевых возможностей авиационных комплексов в полном объеме. При этом самостоятельным направлением медико-психологических исследований является разработка методов психофизиологической подготовки лётного состава к эффективному применению защитного снаряжения. Лётчик должен хорошо знать и понимать принципы функционирования снаряжения, которое с физиологической точки зрения как таковыми средствами защиты не являются. Их применение не только не уменьшает энергетического воздействия экстремального фактора лётного труда, а существенно (в разы) его увеличивает.

На авиационных врачей и физиологов возлагается ответственность разъяснить лётчику особенности применяемых технологий, которые, по своей сути, являются способами искусственной поддержки и управления функциональным состоянием человека (своего рода средствами протезирования отсутствующих функций), без которых обычный человек перенести такое воздействие не может.