ИДЕАЛЫ РУССКОГО КОСМИЗМА, УЧЕНИЕ Л.Н. ТОЛСТОГО И ПРИНЦИП ГОСУДАРСТВЕННОСТИ (ПАРАЛЛЕЛИ И ПРОТИВОРЕЧИЯ)

ИДЕАЛЫ РУССКОГО КОСМИЗМА, УЧЕНИЕ Л.Н. ТОЛСТОГО И ПРИНЦИП ГОСУДАРСТВЕННОСТИ (ПАРАЛЛЕЛИ И ПРОТИВОРЕЧИЯ)

© В.И.Алексеева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2014 г.

1. Совокупность идей русского космизма в сфере социального строительства позволяет высший тип общества представить как единое социальное тело космического масштаба и космического значения (всеединство В.С. Соловьёва, психократия П.А. Флоренского, социум Н.Ф. Фёдорова и К.Э. Циолковского). Его основной характеристикой является отсутствие любых противоречий (разницы в уровне жизни и доходах различных слоев населения; исторически сложившейся вражды между некоторыми нациями и народностями; разницы в степени влияния того или иного государства на геополитической арене и пр.). Базой нового общества должно стать не его неисчерпаемое материальное богатство (это условие становления высшей стадии), а психологическая совместимость всех наций и народностей, представителей различных рас, умение ставить всеобщие цели и формулировать единые задачи, сопровождаемые позитивной психологической (дружелюбие, сострадание, уважение к другому, забота обо всех) и идеологической мотивацией (наличие общечеловеческих идей). Вопрос о государственности при таком подходе «растворяется». Он не отрицается, но и не имеет принципиального значения. Предполагается, что наиболее эффективный тип государства (коллективное правление при наличии властной вертикали либо самоуправление системы общин) уже построен, что помогает реализовывать высшие идеалы человечества, то есть служит для формирования такого типа личности, которая устремлена в бесконечность

2. В отношении весьма обширного творческого наследия Л.Н. Толстого наиболее острые споры ведутся в связи с его версией трактовки принципа «непротивления злу силой», которую писатель развивал и пропагандировал в своих религиозно-философских сочинениях. По версии Л.Н. Толстого заповедь Христа истолкована не во всей глубине её значения; она не используется в качестве политического инструмента; она не служит внутренним побудительным мотивом к поведению отдельного человека, то есть она не работает как эффективный инструмент урегулирования социальных и индивидуальных противоречий между людьми. В настоящее время идея непротивления почти полностью забыта, она далека от внимания русской православной церкви, властных политических структур и внимания культурного человека. Учение космистов и учение Л.Н. Толстого сравнимы, так как в них задаются высшие идеалы развития личности, нереализованные и в настоящее время. В конечном счёте, оба учения оставляют вопрос о государственности в стороне (для космистов государство есть средство решения более высоких задач, а для Толстого оно — исключительно отрицательная социальная структура). То и другое учение роднит их глобально-универсальный характер. В некотором смысле это утопии, задающие определенный вектор мысли, но не стимулирующие никакого образа действия.

3. Вопрос о государственном строительстве стал чрезвычайно актуальным в настоящее время в связи с политическими событиями сначала в Киеве, а затем на Украине. Особое звучание они получили в связи с воссоединением Крыма с Российской Федерацией. Можно сказать, что это событие было поддержано российской нацией, а стремление к собиранию российских земель имеет шанс стать национальной идеей. Протекающие процессы в государственном строительстве демонстрируют, что его проблемы и особенности являются важной частью современной политической жизни. В этой связи возникает вопрос о современной оценке космистской точки зрения на государственность. Является ли она абстрактной и бесполезной утопией, противоречит ли современным задачам политического строительства, может ли сочетаться с «утопической» идеей Л.Н. Толстого? На наш взгляд актуальным является соединение в сознании человека важности активности социальных отношений, перспективности социальной мысли и развития глубоко индивидуального духовного действия. Автор настаивает на том, что игнорирование хотя бы одной составляющей этой тройственной идеи приведет к ущербности развития как личностно-индивидуального, так и социально-целостного.