ИДЕИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ТРУДАХ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО

© И.В.Иванова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2014 г.

Психолого-педагогическое сопровождение саморазвития как организованная деятельность по созданию условий, способствующих гармоничному развитию личности, опирается на механизмы самопознания, саморазвития и самосовершенствования человека.

Идея психолого-педагогического сопровождения саморазвития личности, учет индивидуально-психологических особенностей в развитии ребенка отражена в научных трудах представителей русского космизма, в частности К.Э. Циолковского.

В докладе дан анализ работ К.Э. Циолковского: «Любовь к самому себе или истинное себялюбие», «Очерки о Вселенной», «Нирвана», а также его фундаментального рукописного труда «Свойства человека», который он начал писать в 1917 году, возвращался к нему на протяжении всей своей жизни, но так и не завершил его.

К.Э. Циолковский понимает, что для космического будущего человеческого сообщества нужны и соответствующие свойства человека и иные человеческие качества. Отсюда его интерес и обращение к проблемам педагогики и психологии, к наукам, напрямую связанным с самим человеком и его воспитанием.

К.Э. Циолковский предлагает строить обучение и воспитание, исходя из природы человека, его возрастных и психологических особенностей. Наибольшую радость и удовлетворение, считает ученый, приносит труд, творческая деятельность, особенно если они имеют общественно полезную направленность.

В своих работах К.Э. Циолковский стремится к тому, чтобы «без насилия над природой ученика» помочь проявиться свойствам его памяти, мышления, воображения, что естественным образом соотносится с идеями психолого-педагогического сопровождения саморазвития личности.

Ученый обращает внимание и на возраст учащихся. «Сила восприимчивости, — писал он, — зависит так же от возраста. Молодые годы наиболее восприимчивы. На этом основано воспитание в молодом возрасте...». Идеи ученого о познании «микрокосма» согласуются с современными идеями психолого-педагогического сопровождения детей с учетом их личностных, индивидуально-психологических, возрастных, гендерных характеристик.

Ученого волнуют психолого-педагогические вопросы, связанные с воспитанием человека в плане его антропокосмической концепции, основанной на философии понимания смысла человеческой жизни на Земле и в будущей жизни в Космосе. Созданная К.Э. Циолковским концепция воспитания глубоко гуманистична, т.к. обращена к человеку, его судьбе. «...Важность знания и усовершенствования человеческого рода, — писал ученый, — составляют основание моего труда».

Изучая труды К.Э. Циолковского, убеждаемся в том, что в них рельефно представлена идея психолого-педагогического сопровождения саморазвития личности.

Чтобы воспитать «совершенного человека», К.Э. Циолковский стремится «узнать все о человеке, его психологии, биологических свойствах». Считая психологию «механикой мозга», он подробно останавливается на процессе возникновения и развития физических, умственных и нравственных свойств личности. Под физическим подразумеваются «здоровье, плодовитость, органы чувств, красота, долголетие». Под умственными — память, воображение, логичность, творчество и др. В числе нравственных свойств определены «голод, жажда, боль, ревность, любовь, дружество, бескорыстие, жестокость, доброта, правдивость, лживость, справедливость и т.д.».

В очерке «Нирвана» Циолковский прослеживает жизненный путь человека от детских лет до старости на многих фактах, явлениях, вызывающих физическое и психическое удовольствие или неприятное напряжение, в итоге чего приходит к выводу о необходимости разумной постановки воспитания

Признавая, что «все способности в зачаточном состоянии прирождены, и у разных людей при одинаковых внешних условиях имеют самую разнообразную величину», ученый подчеркивал роль и силу организованного стороннего воздействия (воспитания, специально организованного сопровождения). Правильно построенное воспитание, по его мнению, такое, при котором человек получает от внешнего мира как можно больше впечатлений. В связи с этим в его антропокосмической концепции уделяется внимание развитию органов чувств (зрения, слуха, речи, осязания, вкуса). Циолковский считал их «окнами» в окружающий мир, которые помогают его понять. «Органы чувств, — отмечал он, — принимая впечатления, откладывают их в мозгу, обогащая мир воображения, память, образуя идеи». Чем больше впечатлений от внешнего мира получит человек, тем больше у него будет возникать новых идей, новых чувств, в том числе связанных с космосом. Ученый говорит о познании мира, изучении его основ, что приведет к познанию себя через мир, самостроительству.

К.Э. Циолковский размышляет об истоках гениальности, о том, что определяет способность гения заглянуть далеко вперед и открыть пути ускорения научно-технического и нравственного прогресса.

Мысли педагога К.Э. Циолковского приобретают особую актуальность в свете определения условий реализации системы психолого-педагогического сопровождения саморазвития детей. Предметом педагогической поддержки сегодня становится процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достичь желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, здоровом образе жизни.

Исследование проведено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Правительства Калужской области (проект № 14-16-40007а(р)).

 
 

Ссылки партнёров