КОНЦЕПЦИЯ ВСЕЕДИНСТВА И ЕЁ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ В РУССКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ ТРАДИЦИИ

© О.В.Леонова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Исследование научного творчества К.Э. Циолковского"
2014 г.

В творческом наследии К.Э. Циолковского мы находим яркие идеи «всеединства», выраженные в концепции «монизма вселенной». Каковы были источники этих взглядов мыслителя?

Философия всеединства как самостоятельное направление философской мысли возникла в последней четверти XIX в. и просуществовала на русской почве до третьего десятилетия ХХ в. Датой ее возникновения можно считать 1874 г., год защиты и опубликования В.С. Соловьёвым магистерской диссертации «Кризис западной философии (против позитивистов)». Всеединство — философское учение, раскрывающее внутреннее органическое единство бытия как универсума в форме взаимопроникновения и раздельности составляющих его элементов, их тождественности друг другу и целому при сохранении их качественности и специфичности. В качестве идейного предшественника русской философии всеединства необходимо рассматривать учение о соборности славянофилов.

Реально и вещественно идея всеединства у славянофилов берет начало еще не как русская самобытная философия, а, скорее, лишь как ее идея, мысль о ее «возможности и необходимости», как концепция «соборности», говоря по И.В. Киреевскому. И.В. Киреевский и А.С. Хомяков полагали, что философия потребна и суждена России в порядке внутреннем, а не внешнем, в порядке органической жизни русской культуры, а не потому, что надобно быть не хуже умных соседей. И такая внутренне необходимая философия, говорили они, не может быть попросту позаимствована.

Две кардинальные темы, поставленные славянофилами, сделались вечными спутницами русской мысли до сего дня: историософская тема самобытности и онтологическая тема соборности. Развитие первой темы есть общий вклад обоих основателей движения А.С. Хомякова и И.В. Киреевского, а также, по справедливости, и А.С. Пушкина: не говоря о знаменитом письме к П.Я. Чаадаеву, которое все — манифест русской самобытности. Иное — с идеей соборности. Идея эта, уловившая глубинную суть православной религиозности, самую «душу Православия», в своем появлении была неразрывно связана с именем А.С. Хомякова.

В.С. Соловьёву принадлежит заслуга глубокой разработки понятия всеединства применительно к русской культуре и ее религиозным взаимоотношениям с культурой Запада, которые он призывал всячески развивать. Сам В.С. Соловьёв так сформулировал суть теории всеединства: «Всеединство, по самому понятию своему, требует полного равноправия, равноценности и равноправности между единым и всем, между целым и частями, между общим и единичным». При этом философ призывает различать два вида всеединства — истинное и ложное. Нетрудно заметить, что принцип всеединства как воплощение некоей божественной воли повсеместно проявляет себя в окружающей вселенной и в частности в природе, общественной жизни и теории познания.

Требование всеединства для отечественной культуры и для самого существования нашего многонационального государства является определяющим. Именно истинное всеединство, когда «единое существует не за счет всех или в ущерб им, а в пользу всех», должно было сплотить российские народы в дружную семью; его-то и добивались соратники В.С. Соловьёва применительно к Российской империи.