КОСМОС В МУЗЫКЕ

© Л.А.Самуйленко
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2014 г.

12 апреля 1961 года в космос был запущен первый космический корабль с человеком на борту. Им был наш соотечественник летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. Этому величайшему событию посвящено уникальное музыкальное произведение, правдивое и вечное, воспевающее эпоху XX века сюита «Время вперед» Георгия Васильевича Свиридова(1915–1998), выдающегося советского композитора и пианиста. Музыкальными средствами: четким ритмом, постепенно нарастающим темпом и динамикой, яркой и выразительной мелодией показана достоверная картина подготовки ракеты и полета человека в космос. Произведение было написано в 1965 году к фильму Михаила Швейцера «Время вперед» по одноименному роману Валентина Катаева. Из шести частей сюиты исключительное признание слушателей снискала финальная часть — «Время, вперёд!».

Американский композитор Чарльз Айвз (1874–1954) в начале двадцатого века написал оркестровую пьесу «Космический пейзаж». В пьесе нет ни цитат, ни сложных ритмических конструкций, вся партитура помещается на нескольких страницах, богатый «звуковой мир» достигает огромной выразительности, умело «расслаивая» разные типы звукового материала, разные «музыки». При первом прослушивании можно услышать два образа. Первый — величественный и гордый. Это образ человека с высокими нравственными принципами, словно парящего над обыденной жизнью, это помогает нам понять звучание струнных инструментов, в медленном темпе исполняющих хоральные аккорды, напоминающие звучание органа. Второй образ контрастен первому. Это люди суетливые, неуравновешенные. Звучание деревянных духовых инструментов (флейт) словно вторгается в музыку струнных, стремясь разрушить ее, помешать ее уравновешенному характеру быстрым темпом, ритмическим, учащенным движением.

С появлением электромузыкальных инструментов, синтезаторов, компьютеров значительно расширились возможности создания музыки, в которой композиторы запечатлевали образы других, внеземных цивилизаций. Композитор Эдуард Николаевич Артемьев (р. 1937) в своем творчестве создает образы Вселенной, используя новые краски, тембры и ритмы музыки. Одно из таких произведений «Мозаика», написано для синтезатора, акустические возможности которого позволяют передать красочность и гармонию Вселенной. В пьесе «Мозаика» Э. Артемьев создал образ пространства, странной таинственной среды, образ Вселенной. После прослушивания произведения остается понимание стремления увидеть этот непознанный мир и осознать в нем себя.

В объединении «Клуб народных традиций» на базе ДЮЦКО «Галактика» проводятся занятия по аэрокосмическому направлению, на которых прививается интерес учащихся к космической теме через слушание музыкальных произведений. Планируется проведение фестиваля «Космические кружева».

 
 

Ссылки партнёров