МЕДИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ИНТЕРЕСАХ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЁТАМИ И АВИАЦИЕЙ

МЕДИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ИНТЕРЕСАХ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЁТАМИ И АВИАЦИЕЙ

© А.А.Меденков
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы космической медицины и биологии"
2014 г.

В конце 1980 года в Государственном научно-исследовательском испытательном институте авиационной и космической медицины была создана лаборатория психофизиологических исследований и оптимизации деятельности оперативного состава командных пунктов управления авиацией и систем управления полетами. Создание лаборатории отвечало потребностям проведения инженерно-психологических и эргономических исследований в интересах проектирования комплексов и средств автоматизации для стационарных, защищенных и подвижных командных пунктов Военно-воздушных сил. При разработке комплексов и средств автоматизации возникали проблемы распределения функций, определения места и роли человека (командира) в автоматизированной системе управления, предотвращения ошибочных и несанкционированных действий, организации взаимодействия, наглядного отображения обстановки и поступающей информации. Сотрудники лаборатории участвовали в выполнении программ автоматизации управления в части инженерно-психологического и эргономического проектирования, создания, испытаний и эксплуатации комплексов средств автоматизации управления авиацией.

В интересах психофизиологической оптимизации деятельности оперативного состава командных пунктов на стадиях разработки эскизно-технических проектов комплексов средств автоматизации проводились специальные исследования. Изучались психофизиологические особенности восприятия информации и оценки оперативно-тактической обстановки при разных способах её отображения и детализации. Обосновывались аппаратно-программные решения по улучшению информационной подготовки и принятия решений. Разрабатывались методы и способы оценки готовности расчётов командных пунктов к работе в условиях автоматизации информационного обеспечения их деятельности. Изучались вопросы построения оптимальных алгоритмов взаимодействия должностных лиц при решении задач корректировки планов боевых действий. Определялась рациональная длительность задержки в обработке информации во время диалога «оператор–ЭВМ». Подготовленные медико-технические требования к комплексам средств автоматизации включались в технические задания на разработку стационарных, защищенных и подвижных командных пунктов и пунктов управления авиацией, оснащаемых комплексами средств автоматизации. Были разработаны общие эргономические требования к системам управления полётами и боевыми действиями авиации, к командным пунктам и пунктам управления дальней авиации, требования к средствам и языку взаимодействия должностных лиц командных пунктов управления, к информационному обмену «оператор–ЭВМ», к содержанию и организации информации на табло индивидуального и коллективного пользования. Подготовленные эргономические требования включены в систему общих технических требований Министерства обороны к вооружению и военной технике. Требования к программам и методам эргономического контроля систем управления полётами и боевыми действиями авиации использованы при обосновании методов оценки эргономических характеристик объектов авиационной техники.

Обязательность разработки требований эргономики и технической эстетики для обеспечения учёта психофизиологических характеристик и возможностей человека при создании образцов вооружения и военной техники, в том числе автоматизированных комплексов и систем управления авиацией, была закреплена общими медико-техническими требованиями Военно-воздушных сил. Требования эргономики и технической эстетики включались в виде раздела в тактико-технические задания на разработку автоматизированных систем управления и комплексов средств автоматизации для защищенных и подвижных командных пунктов управления авиацией. На основе методологии системной психофизиологической оптимизации деятельности разработана типовая программа эргономической оценки подвижных и стационарных командных пунктов и предложен комплекс показателей эргономической экспертизы автоматизированных систем боевого управления.

В целом, создание лаборатории инженерно-психологических, психофизиологических и эргономических исследований в интересах повышения эффективности и надежности профессиональной деятельности должностных лиц командных пунктов управления авиацией имело важное научно-теоретическое и практическое значение. Обоснованные сотрудниками лаборатории инженерно-психологические, психофизиологические и эргономические требования, предложения и рекомендации учитывались при принятии проектировочных, аппаратно-программных и конструкторских решений по формированию облика средств автоматизации на командных пунктах управления авиацией. Дальнейшая эксплуатация автоматизированных комплексов и средств показала эффективность их разработки с учётом психофизиологических характеристик и возможностей человека.