МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИОРИТЕТНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ РАБОТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ КОСМИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ НА КРАТКОСРОЧНЫЙ И СРЕДНЕСРОЧНЫЙ ПЕРИОДЫ

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИОРИТЕТНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ РАБОТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ КОСМИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ НА КРАТКОСРОЧНЫЙ И СРЕДНЕСРОЧНЫЙ ПЕРИОДЫ

© С.В.Привалов, Ю.А.Демиденко
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и научное прогнозирование"
2014 г.

Определение приоритетности опытно-конструкторских работ (ОКР) диктуется необходимостью рационального распределения бюджетных средств на их проведение при недостаточном уровне ассигнований на Федеральную космическую программу (ФКП) России и раздела государственного оборонного заказа «Исследование и использование космического пространства» на среднесрочный период. Даже в тех случаях, когда лимиты, выдаваемые Министерством финансов РФ, по объёмам бюджетных ассигнований на плановый период соответствуют финансированию, указанному в ФКП, реальный ход выполнения ОКР может приводить к необходимости перераспределения финансов между отдельными работами. Для объективного проведения процедуры перераспределения финансирования в этом случае требуется использование определённых критериев приоритетности, которые рассмотрены ниже.

Рассмотрены методы определения приоритетности и обоснована необходимость перехода к количественной оценке приоритетности с использованием метода экспертных оценок. Приведены математические зависимости определения относительных и усреднённых экспертных оценок важности ОКР.

Выбраны параметры приоритетности ОКР, предварительно проранжированные по важности:

– обеспечение проведения летных испытаний уже запущенных КА;

– выполнение планов запусков КА будущего года для обновления и поддержания действующей орбитальной группировки КА и проведение летных испытаний ракет-носителей (РН) и ракетных блоков (РБ);

– выполнение директив и поручений Президента и Правительства России;

– выполнение международных договоров и обязательств;

– выполнение плана запусков КА, осуществляемых через 1–2 года, или запуски КА будущего года, которые можно перенести;

– поддержание технического состояния объектов наземного автоматизированного комплекса управления КА, инфраструктуры космодромов, уникальной производственной, экспериментальной базы и научно-технического потенциала КБ, НИИ, заводов, поддержания заданного уровня надежности РН и КА;

– обеспечение экологической безопасности применения РКТ;

– обеспечение проведения запусков КА через три и более года;

– проведение ОКР, находящихся на начальной стадии разработки или вновь открываемых, а также работ, финансируемых из внебюджетных источников.

Представлены математические модели скаляризации векторного показателя важности ОКР в числовое значение.