НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

© Л.Н.Шалимов, Н.И.Верховых, Ю.Г.Дерябин, Ю.Г.Кисюков
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2014 г.

В «Стратегии развития космической деятельности России до 2030 года и на дальнейшую перспективу» формирование конкурентоспособной ракетно-космической промышленности, в полном объеме решающей задачи создания отечественной ракетно-космической техники, является одним из основных национальных приоритетов развития космонавтики.

Для выполнения этой задачи необходимо иметь не только мощную научно-техническую базу, но и специалистов высокой квалификации, которые могли бы обеспечить «прорывные технологии».

В настоящее время не решены проблемы, возникшие еще в конце прошлого века и замедляющие осуществление стратегических задач корпорации и страны:

– низкий престиж инженерных и рабочих специальностей;

– текучесть кадров;

– слабый уровень подготовки в средней школе и в высших учебных заведениях;

– неудовлетворительная оплата труда работников корпорации, при высокой степени ответственности за результаты работы и т.д.

Мотивацией эффективной работы в ракетно-космической промышленности в соответствии со «Стратегией развития...» должны стать: высокая общественная оценка значимости космической деятельности, престижный уровень (выше среднего по региону) материального обеспечения работников отрасли, решение их социальных проблем, возможность профессионального роста, использование самой современной техники мирового уровня, широкое применение механизмов материального и морального поощрения.

Для эффективного решения этих задач на ФГУП "Научно-производственное объединение автоматики имени акаде¬мика Н.А. Семихатова", г. Екатеринбург (далее — НПОА) ведется работа по нескольким направлениям, основное из которых — подготовка молодых квалифицированных специалистов.

Такая подготовка предусматривает следующие этапы.

1. Популяризация идей космонавтики среди школьников, молодежи и населения в целом:

– проведение открытых конкурсов по созданию макетов космической техники с материальными поощрениями;

– возможность посещение музея космонавтики предприятия, оборудованного интерактивной моделью пульта стартового комплекса;

– работа бесплатных кружков по робототехнике для школьников на базе предприятия;

– посещение выставок ("ИННОПРОМ", выставка вооружений, г. Нижний Тагил).

2. Работа со студентами профильных для предприятия специальностей:

– преподавательская деятельность сотрудников предприятия в Уральском федеральном университете (УрФУ);

– совместные научно-исследовательские опытно-конструкторские разработки с профильными кафедрами вузов с привлечением студентов;

– целевое обучение студентов;

– устройство на работу студентов старших курсов.

3. Работа с молодыми специалистами:

– организация участия молодых ученых и специалистов в научно-технических конференциях и семинарах;

– проведение конкурса "Лучший молодой специалист предприятия";

– тематические лекции для специалистов по основным направлениям деятельности предприятия;

– ежегодное вручение стипендии Генерального директора предприятия лучшим молодым специалистам;

– обучение в магистратуре Института радиоэлектроники и информационных технологий УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина на кафедре «Автоматики» по специальности «Управление в технических системах».

Специальность делится на два направления, в соответствии со спецификой работы магистрантов:

– «Бортовая и наземная аппаратура ракетных комплексов»;

– «Системы управления ракетными комплексами».

Обучение проводится в учебных классах на предприятии. Лекции читают ведущие специалисты Научно-производственного объединения автоматики (НПОА), руководители направлений, принимающие непосредственное участие в разработке и создании образцов ракетно-космической техники. За два года обучения молодой специалист, без отрыва от производства, становится настоящим магистром, разбирающимся в специфике работы своего подразделения, умеющим применять полученные навыки в перспективных разработках.

В результате активной работы по всем описанным выше направлениям на предприятии в целом сложились устойчивые тенденции к омоложению коллектива, снижению текучести кадров, значительно возрос интерес молодежи и специалистов предприятия к научно-исследовательской работе, повысилась эффективность подготовки квалифицированных специалистов.