ОРГАНИЗАЦИЯ ГИБКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДСТАРТОВОЙ ПОДГОТОВКОЙ СРЕДСТВ ВЫВЕДЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ВЕРОЯТНОСТИ УСПЕШНОГО ЗАПУСКА

ОРГАНИЗАЦИЯ ГИБКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДСТАРТОВОЙ ПОДГОТОВКОЙ СРЕДСТВ ВЫВЕДЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ВЕРОЯТНОСТИ УСПЕШНОГО ЗАПУСКА

© В.Ю.Клюшников, А.Д.Каширин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и научное прогнозирование"
2014 г.

В настоящее время по ряду причин связанных в том числе и с прогрессирующим моральным и физическим устареванием производственных мощностей, дефицитом квалифицированных кадров в космической отрасли, на первый план выходит проблема обеспечения надежности функционирования изделий ракетно-космической техники (РКТ).

Безаварийное функционирование изделия РКТ в полёте во многом определяется ходом его наземной подготовки, куда в общем случае могут входить процессы производства и испытаний изделия РКТ на заводе-изготовителе, транспортировки на космодром, запуска и предстартовой подготовки на технических комплексах и стартовом комплексе космодрома. При этом предстартовая подготовка средства выведения (СВ) космических аппаратов (КА) на космодроме это тот последний этап, когда еще можно выявить и парировать существенные дефекты и неисправности, предотвратить аварийный исход пуска.

В связи с этим актуальной является задача синтеза такого управления предстартовой подготовкой СВ, которое бы с максимальной вероятностью обеспечивало успешное решение задач запуска.

Синтез управления предстартовой подготовкой СВ носит итерационный характер и предусматривает пошаговое формирование последовательности технологических операций с уточнением по результатам мониторинга потенциально опасных событий, способных повлиять на успешность запуска КА. Мониторинг потенциально опасных событий должен осуществляться непрерывно на всех стадиях жизненного цикла определенного СВ.

Реализовано на практике должно быть такое управление предстартовой подготовкой СВ, при котором значение вероятности успешного выведения КА будет максимальным при выполнении заданных ограничений на время и стоимость подготовки к пуску (т.е. с максимально возможной вероятностью будет обеспечено отсутствие или парирование отказов, приводящих к аварии).