ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ АВИАЦИИ

© А.Г.Арутюнов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
2014 г.

В настоящее время мировая авиационная промышленность испытывает дефицит в рамповых грузовых самолётах (РГС). Исходя из этого, появилась потребность проведения анализа геометрических характеристик грузовых кабин РГС и выявления характерных взаимосвязей между основными аэродинамическими и эксплуатационно-техническими характеристиками самолёта.

Анализ геометрических характеристик грузовых кабин РГС и их грузоподъёмности проведён на основании данных по самолётам, изготовленным и эксплуатирующимся в период с 50-х годов по настоящее время, а также по имеющимся новым проектам РГС. Кроме того, в анализ для сравнения включены специализированные самолеты (CпC) Airbus A300-600ST Beluga и Boeing 747LCF (Dreamlifter), глубоко встроенные в логистику производственных цепочек Airbus и Boeing, но способные от случая к случаю выполнять дополнительные коммерческие грузовые авиаперевозки.

В результате проведённого анализа геометрических характеристик грузовых кабин существующих РГС с целью определения эксплуатационно-технических характеристик перспективного самолёта были построены:

– диаграммы распределения видов РГС в зависимости от максимальной грузоподъёмности, определены основные диапазоны грузоподъёмности;

– диаграммы зависимостей между основными геометрическими характеристиками грузовых кабин и грузоподъёмностью РГС;

– линии тренда (аппроксимации) габаритных характеристик грузовых кабин.

Исходя из результатов проведённого анализа, были определены следующие эксплуатационно-технические характеристики перспективного транспортного самолёта:

– габариты грузовой кабины;

– максимальная масса полезной нагрузки;

– максимальная дальность полёта самолёта.

Эксплуатационно-технические характеристики перспективного транспортного самолёта оценивались с помощью «коэффициента использования самолёта», введённого автором.