ПРОБЛЕМЫ «КОСМИЧЕСКОГО» ОБРАЗОВАНИЯ И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ

ПРОБЛЕМЫ «КОСМИЧЕСКОГО» ОБРАЗОВАНИЯ И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ

© Е.М.Моисеева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2014 г.

С целью популяризации знаний о космосе на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №30» города Калуга в 2011 году был создан и открыт «Школьный Музей Истории Космонавтики» (ШМИК).

Главной особенностью этого музея является экспозиция музея, она собрана и разработана руками детей при помощи их родителей, которые поддержали идею создания такого музея.

Определяющим направлением в деятельности музея является экспозиция музея как историко-информационный центр изучения вопроса космонавтики. Работа в музее дает знания, навыки и умения действовать в музейном пространстве, знакомит с основными музейными понятиями, профессиями, раздвигает горизонты обыденной жизни, увлекая обучающихся в культурное пространство России, частью которого является музей.

В этой ситуации обращение к устойчивым, непреходящим ценностям, одной из которых является музей, является вполне естественным.

Музейная педагогика расширяет возможности в решении задач, связанных с историческим, культурологическим и патриотическим образованием. Она направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему новый инструмент для познания мира.

Школьный музей, представляет собой такую интегрированную информацией педагогическую среду, которая способствует формированию ключевых компетенций учащихся.

Школьный музей — это центр историко-патриотической работы школы, развития детского самоуправления, исследовательской и просветительской деятельности в микрорайоне города.

Такие принципы работы школьного музея, как комплексность, систематичность преемственность предусматривают сочетание традиционных и инновационных форм и способов взаимоотношений с учениками. Одной из наиболее характерных черт школьного музея является смещение акцентов в понимании миссии музея от накопления, хранения и передачи конкретных знаний от учителя ученику к развитию способности приобретать эти знания и умения самостоятельно и использовать в практической деятельности.

Краеведческий подход предполагает рассматривать ребенка не просто как отдельного индивидуума, а личность. В краеведении человек выступает структурным элементом некой общности: семьи, общины, коллектива, этноса, народа, т.е. с разных позиций формирование человека предполагает включенность в группу, обучение в коллективе и через коллектив. Школьный музей в этом аспекте отражает коллективные, духовные и материальные достижения народа, а поэтому роль музейной экспозиции в сохранении традиционных базовых ценностей старшего поколения и осознание их новыми поколениями незаменима.

К работе музея подключились и родители. Они стали приходить и приводить младших детей в школьный музей. Последним положительным достижением в восстановлении заинтересованности подрастающего поколения к космическому направлению стало вовлечение в деятельность ШМИК воспитанников ближайших детских садов

Школьный музей является уникальной точкой преломления культуры и образования, он обладает большими потенциальными возможностями воспитательного воздействия на ребенка.