ПРОВЕДЕНИЕ КОСМИЧЕСКИХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ КОСМИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ ПО ПРОГРАММЕ КОСМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© С.Н.Самбуров, Т.С.Колмыкова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2014 г.

В настоящее время актуальной задачей является использование Международной космической станции (МКС) в качестве современного инновационного элемента в системе космического образования молодежи.

Практическое начало реализации программы космического образования было положено во время полета советского орбитального комплекса «Мир» (1986–2001 гг.). Российские космонавты во главе с бортинженером Александром Серебровым провели серию уроков из космоса с демонстрацией различных опытов в условиях невесомости и иллюстрацией действия законов природы уникальными опытами и экспериментами. По итогам этих уроков были сделаны видеофильмы на русском и английском языках по физике, гидродинамике, механике, поведению жидкости в невесомости и другие.

С целью использования возможностей российского сегмента Международной космической станции в образовании, в настоящее время в рамках долгосрочной программы научно-прикладных исследований и экспериментов Федерального космического агентства разработана научно-образовательная программа космических экспериментов. Программа способствует созданию условий для привлечения молодежи к самостоятельной научно-исследовательской деятельности под руководством ведущих специалистов предприятий и организаций космического профиля. Основным достоинством программы является возможность проведения диалога между экипажем МКС, студентами и школьниками по радиолюбительскому каналу связи. Некоторые фрагменты этих уроков можно посмотреть на сайте «Радиосвязь с МКС». Использование частот для радиолюбителей позволяет проводить сеансы связи и эксперименты непосредственно из школ и университетов в реальном масштабе времени.

В статье продемонстрированы результаты реализации отечественных космических экспериментов «РадиоСкаф», «МАИ-75», «О Гагарине из Космоса».

Использование МКС в качестве современного инновационного элемента в системе космического образования молодежи позволит популяризировать достижения космонавтики, улучшить качество образования и повысить престиж космической деятельности.