СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ГОРОДА КАЛУГИ В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСВОЕНИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

© И.В.Иванова, Н.А.Кудинова, Н.В.Портнова, Е.А.Семыкина, Н.И.Чупрова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2014 г.

Согласно Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) учебный план включает внеурочную деятельность, предполагающую использование специфичных форм работы, отличных от урочной системы. Реализация такой деятельности обладает богатыми возможностями в раскрытии индивидуальности и развитии личности каждого обучающегося с учетом его интересов, потребностей и способностей.

С введением нового ФГОС НОО значительно возрастает роль дополнительного образования, оно становится сферой социального партнерства, в которой пересекаются интересы города (региона), профессиональных сообществ, родителей, детей. Внеурочная деятельность получает статус «образовательной деятельности» и становится необходимым компонентом получения образования.

Сегодня перед педагогами стоит задача грамотной разработки и реализации программ внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО.

Сетевое взаимодействие между образовательными учреждениями обладает широкими возможностями в предоставлении условий для развития каждого ребенка по разнообразным видам внеурочной деятельности с учетом направленности личности. С другой стороны, взаимодействие образовательных учреждений сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет образовательным учреждениям динамично развиваться.

На базе Детско-юношеского центра космического образования «Галактика» города Калуги разработана модель сетевого взаимодействия образовательных учреждений г. Калуги в рамках организации внеурочной деятельности младших школьников в условиях введения ФГОС НОО.

Основой сотрудничества между Детско-юношеским центром космического образования «Галактика» города Калуга и средними общеобразовательными школами города (№1», №8, №25, №30) стали авторские образовательные программы Ивановой И.В. «Мой новый мир» и «Маленький принц», которые прошли апробацию под руководством автора на базе ДЮЦКО «Галактика» и показали высокую эффективность.

Критериями результативности модели сетевого взаимодействия образовательных учреждений по линии организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО является:

– функционирование модели сетевого взаимодействия образовательных учреждений по организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО с привлечением ресурсов образовательных учреждений (методических, психолого-педагогических, профессиональных, материально-технических);

– позитивная динамика развития личности младших школьников, задействованных в освоении авторских программ;

– повышение профессиональной компетентности учителей начальных классов по организации внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО.

Важно, что в результате социально-педагогического партнерства созданы такие образовательные продукты, как:

– новые образовательные программы внеурочной деятельности (автором подготовлены и изданы авторские программы «Мой новый мир» и «Маленький принц»);

– методические рекомендации по реализации данных программ;

– программы мониторингов развития личности в ходе освоения образовательных;

– программы семинаров и мастер-классов для учителей начальных классов, реализующих авторские образовательные программы внеурочной деятельности по линии ФГОС НОО.

Важными результатами сетевого взаимодействия образовательных учреждений города Калуги в условиях организации внеурочной деятельности в освоении ФГОС начального общего образования является не только развитие профессиональной компетентности учителей начальных классов в области организации внеурочной деятельности, повышение эффективности использования методических ресурсов учреждений. Главный результат — личностный рост учащихся, главных участников внеурочной деятельности. Анализ проведенных мониторингов развития личности школьников, итоги наблюдений за поведением учащихся, опросов родителей свидетельствует о динамике детей.