ВЫДАЮЩИЙСЯ УЧЁНЫЙ И КОНСТРУКТОР РАКЕТНОЙ И РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ (к 100-летию со дня рождения В.Н. Челомея)

ВЫДАЮЩИЙСЯ УЧЁНЫЙ И КОНСТРУКТОР РАКЕТНОЙ И РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ (к 100-летию со дня рождения В.Н. Челомея)

© А.Г.Леонов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Пленарное заседание
2014 г.

Владимир Николаевич Челомей — академик АН СССР, генеральный конструктор, дважды Герой Социалистического Труда, Лауреат Ленинской и трех Государственных премий СССР, депутат Верховного Совета СССР. Его именем названы улицы и площади, малая планета Солнечной системы. В России, Казахстане и Украине ему установлены памятники, открыты мемориальные доски.

Под руководством этого великого ученого и конструктора были созданы системы вооружения, не имеющие себе равных по широте номенклатуры и новаторским решениям (крылатыми ракетами для Военно-морского флота были оснащены почти 80% крупных ракетных надводных кораблей и 100% подводных лодок); ракеты и боевые блоки для ракетных войск стратегического назначения (в разные годы они занимали более 60% от общего количества в группировке); система морской космической разведки и целеуказания для Военно-морского флота; система противоспутниковой обороны «ИС»; искусственные спутники Земли «Протон» и «Полёт»; ракетно-космический комплекс «Алмаз» (в его составе: ракета-носитель «Протон», орбитальные пилотируемые станции (ОПС), транспортный корабль снабжения с многоразовым возвращаемым аппаратом, капсула для доставки на Землю из космоса материалов разведки, полученных на ОПС и необходимая наземная инфраструктура) и др. Такого перечня созданной ракетной и ракетно-космической техники не имеет ни один из известных конструкторов не только у нас, но и за рубежом.

Становление В.Н. Челомея как ученого началось уже с поступления в 1932 г. на авиационный факультет Киевского политехнического института, который он окончил с отличием досрочно. Его дипломная работа «Колебания в авиационных двигателях» была признана выдающейся. В это время он встречался с замечательными учеными: академиками Д.А. Граве и Н.М. Крыловым, членами-корреспондентами АН УССР И.Я. Штаерманом и Н.И. Ахиезером, с другими известными механиками и математиками, которые сыграли огромную роль в формировании научных взглядов В.Н. Челомея.

После защиты кандидатской диссертации по проблемам динамической устойчивости упругих систем в 1939 г. он был удостоен приема в специальную докторантуру при Академии наук СССР в числе 50 лучших кандидатов наук, выдвинутых от всех республик Советского Союза. Его докторская диссертация была посвящена исследованиям изгибно-крутильных колебаний авиационных двигателей.

С 1944 г. В.Н. Челомей — главный конструктор и директор завода №51, с 1955 г. главный, а затем генеральный (1959 г.) конструктор ОКБ-52 (ныне — ОАО «Военно-промышленная корпорация “НПО машиностроения“»). Под его руководством в кратчайший срок была спроектирована, изготовлена и испытана первая отечественная боевая крылатая ракета 10Х. Выполняя важнейшее задание руководства страны, в суровые дни Великой Отечественной войны В.Н. Челомей заложил основы своей, особенной школы инженерной и научной культуры.

Выдающийся педагог, профессор В.Н. Челомей в 1960 г. основал кафедру «Динамика машин» в МВТУ им. Н.Э. Баумана и бессменно руководил ею до конца своей жизни.

В 1958 г. В.Н. Челомей был избран членом-корреспондентом АН СССР по специальности «Механика», а в 1962 г. — действительным членом АН СССР по той же специальности. В 1964 г. В.Н. Челомею была присуждена золотая медаль имени Н.Е. Жуковского за лучшую работу по теории авиации, а в 1977 г. он был удостоен Золотой медали имени А.М. Ляпунова, высшей награды АН СССР за выдающиеся работы в области математики и механики.

В.Н. Челомей опубликовал значительный ряд оригинальных работ по различным проблемам прикладной математики, устойчивости упругих систем, теории колебаний сложных динамических систем с нелинейными и периодически меняющимися параметрами, теории нелинейных пневматических и гидравлических сервомеханизмов, теории двигателей и других машин. Среди исследований по применению механики в инженерном деле особое значение имеет обобщение классической задачи Эйлера об устойчивости и доказательство возможности повышения устойчивости путем вибраций.

В.Н. Челомей пользовался огромным авторитетом не только как блестящий конструктор авиационной, ракетной, ракетно-космической техники и выдающийся ученый, но и как активный общественный деятель.

Более четверти века В.Н. Челомея нет с нами, но и сейчас его мысли, его проекты, его школа остаются актуальными, продолжают жить и развиваться, а это — лучшее свидетельство огромной значимости в жизни нашей страны Великого человека, Выдающегося ученого, Генерального конструктора Владимира Николаевича Челомея.