ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

© В.Г.Динеев, А.А.Ефимов, Д.В.Лазарев, С.В.Левин, А.В.Мухин, О.А.Успенская
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и механика космического полета"
2014 г.

Целью исследований, представленных в данной статье, является изучение принципиальной возможности использования перспективных методов построения интеллектуализированных систем управления (СУ) движением летательных аппаратов (ЛА) и исследование эффективности их применения в контуре управления.

В качестве перспективного метода построения СУ рассматривается использование методологии синтеза нечетко-нейронного регулятора, обучаемого на основе наблюдения за моделью движения ЛА.

Приводятся результаты сравнения имитационного моделирования ЛА для вариантов автомата стабилизации, построенного на основе традиционного ПИД-регулятора и синтезированного на основе наблюдений нечетко-нейронного регулятора. В качестве объекта управления использовалась имитационная модель ЛА, построенная по уравнениям возмущенного движения с учетом динамики измерительных и исполнительных устройств. Синтезирован контур управления на основе обучения по наблюдаемым параметрам движения нечетко-нейронного регулятора типа Такаги-Сугено. Проведено исследование эффективности контура управления с подключением нечёткого регулятора. Анализ работы нечёткого регулятора показал, что нечёткий регулятор позволяет обеспечить эффективную работу, основываясь на качественном подходе, реализуемом на достаточно простых нечётких правилах.