ВОПРОСЫ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТАМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РЕФОРМИРОВАНИИ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

ВОПРОСЫ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТАМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РЕФОРМИРОВАНИИ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

© Е.Г.Криуле, В.В.Терещенко
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и экономика космической деятельности"
2014 г.

В настоящее время активно происходит реформирование ракетно-космической промышленности, в рамках которого создается Объединенная ракетно-космическая корпорация, куда войдут практически все предприятия отрасли, Федеральному космическому агентству (Роскосмос) же планируется отвести головную роль в части осуществления государственной политики и заключения государственных контрактов на выполнение работ в космической сфере.

Вместе с тем, начиная с 1 января 2014 г. начал действовать Федеральный закон Российской Федерации от 05 апреля 2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В связи с изложенным выше возникает необходимость формирования в Роскосмосе новой системы управления результатами интеллектуальной деятельности, отвечающей требованиям этого закона, а также Правилам осуществления государственными заказчиками управления правами Российской Федерации, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2012 года № 233.

Предлагается в Роскосмосе создать систему управления результатами интеллектуальной деятельности, в которой основными субъектами управления станут следующие структурные подразделения контрактной службы: Управление государственного имущества, Управление финансово-бюджетного обеспечения и экономики, Управление контрактной службы, тематическими подразделениями, а также представители государственного заказчика — назначенное заказчиком должностные лица, ответственные за осуществление закупки или нескольких закупок в отношении исполнителя государственного контракта.

Объект управления — создаваемые результаты интеллектуальной деятельности предприятиями-исполнителями работ по государственным контрактам с Роскосмосом.

Взаимодействие между Роскосмосом, выступающим в качестве заказчика государственных контрактов, и предприятиями, выступающими в качестве исполнителями государственных контрактов в рамках предлагаемой к созданию системы управления результатами интеллектуальной деятельности предполагается осуществлять посредством следующего ряда ведомственных документов и отчетных форм:

– конкурсная документация, включая приложения, касающиеся создания и использования в рамках выполнения государственных контрактов результатов интеллектуальной деятельности;

– государственный контракт;

– тактико-техническое задание, предусматривающее создание результата интеллектуальной деятельности и определяющее его основные характеристики;

– отчетные формы о создании результатов интеллектуальной деятельности;

– решение государственного заказчика о закреплении исключительных прав за Российской Федерацией, от имени которой выступает Роскосмос, или за исполнителем государственного контракта, принимаемое на основании постановления Правительства Российской Федерации от 22.04.2009 № 342 «О некоторых вопросах регулирования закрепления прав на результаты научно-технической деятельности».

Предлагаемая к созданию система управления результатами интеллектуальной деятельности направлена на координацию и упорядочение взаимосвязей, возникающих между Роскосмосом и предприятиями-исполнителями научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ при реализации государственных контрактов, повышение контроля за создаваемой и используемой интеллектуальной собственностью в рамках выполняемых государственных контрактов, а также на формирование и ведение в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2012 года № 233 реестра государственного заказчика.

Формирование и ввод в действие указанной системы в целом позволит повысить эффективность расходования бюджетных средств на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в полной мере отслеживать процесс, начинающийся с создания охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности и заканчивающийся коммерциализацией интеллектуальной собственности.