АНАЛИЗ СТАТИСТИКИ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ И ИНЦИДЕНТОВ, СВЯЗАННЫХ С ПОПАДАНИЕМ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ РАЗРЯДОВ НА ВОЗДУШНЫЕ СУДА

© Е.И.Трусова, А.Л.Рыбалкина
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
2015 г.

Одним из наиболее частых и непредсказуемых явлений, возникающих внезапно и так или иначе угрожающее безопасности полётов, является электризация воздушных судов (ВС) и попадание молний в ВС. Они могут привести к авиационным происшествиям и инцидентам.

В работе проведен анализ наиболее значимых авиационных происшествий (АП) самолётов, связанных с попаданием молний в воздушные суда (ВС). Показано, что начиная с 1963 г. наблюдался ряд авиационных происшествий, связанных с поражением ВС молниями. Наиболее опасна молния для низколетящего самолёта, так как в этом случае летательный аппарат может сыграть роль проводника тока молнии из облака в землю. Известны случаи поражения самолётов молнией на взлете и посадке, а также на стоянке, которые закончились катастрофами или уничтожением летательного аппарата.

Также в работе была проанализирована статистика авиационных происшествий и инцидентов самолётов ТУ-154 и ТУ-204, произошедших в результате попадания в ВС электрических разрядов. Показано, что поражение ВС электрическими разрядами чаще всего происходит на этапе захода на посадку — 45%; 33% приходится на этап набора высоты, наименьшее количество приходится на этап полета на эшелоне — 22%.

Проанализировав погодные условия, в которых происходило поражение ВС электрическими разрядами, получено, что поражение ВС электрическими разрядами чаще всего наблюдается в условиях грозовой деятельности — 64% и реже - в условиях кучево-дождевой облачности без грозы — 25%, а также в условиях слоистой облачности — 11%.

Удар молнии в корпус самолета без обеспечения защиты от электрических разрядов может привести к пожару, порче обшивки и, в конечном итоге, к АП. Но, в большинстве современных самолетов имеется защита от электрических разрядов. Анализ повреждений вследствие попаданий электрических разрядов показал что, наиболее частыми последствиями являются повреждение обтекателя РЛС — 43%, обгорание электрических разрядников — 43% и оплавление обшивки ВС — 14%.

Помимо этого, были проанализированы факторы, сопутствующие возникновению инцидентов. Показано, что ряд инцидентов, связанных с электризацией ВС, включает в себя сопутствующий человеческий фактор: недостаток сведений о метеобстановке, несвоевременное предупреждение экипажа о неблагоприятной метеообстановке, а также ошибки экипажа при управлении ВС в неблагоприятных метеоусловиях.

Таким образом, проблема поражения ВС электрическими разрядами продолжает оставаться актуальной. Воздействие неблагоприятных внешних условий, таких как грозы, электризация ВС, обледенение и т.д., является причиной авиационных происшествий и инцидентов как непосредственно, так и сопутствуя проявлению человеческого фактора.