АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО

© В.И.Алексеева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2015 г.

Рисуя картины космического будущего земной цивилизации, К.Э. Циолковский уделял много внимания антропологическому вопросу. Его учение о человеке имеет многочисленные аспекты. Это социальные качества человека, на которых основываются базовые принципы общества будущего. Это психологический портрет индивида, в котором наилучшим образом сочетаются рационализм и интуитивизм, эгоистическое и альтруистическое начала. Это образ личности с развитым интеллектом и нравственными ориентирами, человека научного мировоззрения. К.Э. Циолковский строит футурологический прогноз облика бессмертного существа, приспособленного к существованию в пустоте космического пространства. Это высшее животное-растение, сочетающее в себе биологические, физиологические, иммортологические и даже нравственные аспекты существа будущего.

Вновь обратиться к этой теме и заострить внимание на оригинальной и во многих аспектах перспективной философской идее К.Э. Циолковского нас побудила брошюра, изданная ученым в Калуге в 1929 году. В ней объединены три статьи, две из которых нам особенно интересны — их названия отвечают рассматриваемой теме. Это статьи «Растение будущего» и «Животное космоса».

Главную роль растения в природе, по мнению К.Э. Циолковского, определяет наличие хлорофилла, преобразующего лучистую энергию солнца в белок. Белок является строительным материалом, как для самого растения, так и для животных и человека. Это свойство определяет фундаментальную роль растения в пищевой цепи на нашей планете. Растение не зависит от других царств в своем существовании, напротив, другие царства полностью зависят от растений. Собственно, в этом и заключается космическая роль зеленого листа, о которой писал К.А. Тимирязев.

Замысел К.Э. Циолковского заключается в том, чтобы в существе будущего соединить свойства растения, животного и человека: придать телу нового индивида хлорофилл для осуществления функции растения; развить лучшие свойства высшего животного (способность к рождаемости, воспроизведению, регенерации) для обеспечения длительного существования; увеличить размеры головного мозга для развития высшего интеллекта. «Как растения, так и животные могут существовать с помощью одной неорганической пищи при наличии солнечной энергии» [К.Э. Циолковский. Очерки о вселенной. М.: ПАИМС, 1992, С. 109]. Если в природе растения, животные и люди существуют отдельно, хотя и тесно взаимосвязаны между собой, то К.Э. Циолковский считает возможным синтез лучших свойств трех этих царств и создание нового существа на новом витке развития органического мира.

На наш взгляд, размышления К.Э. Циолковского об этом анатомо-физиологическом аспекте имеют важную нравственную составляющую. Интеллектуальное существо будущего является не только свободным обитателем открытого космоса, но оно сможет существовать в мире со всеми космическими расами и заниматься вопросами благоустройства вселенной, совершенствованием общества и себя самого. Будучи отчасти растением, оно не будет использовать в пищу ни животных, ни растений, то есть станет обладателем тех высших нравственных начал, к которым должно стремиться.