ЧЕЛОВЕК В КОСМОСЕ. ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОСТИ

© Ю.А.Матвеев
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Симпозиум
2015 г.

Выход человека из космического корабля в открытый космос, который произошел 50 лет назад (А.А. Леонов, 1965 г.), - одно из вы-дающихся событий на пути освоения космического пространства. Это был первый «робкий шаг», за которым последовали другие. Процесс освоения космического пространства (КП) все более расширяется (че-ловек на Луне, Международная космическая станция (МКС).

Успешное освоение КП обусловлено, на наш взгляд, прежде всего решением вопросов обеспечения безопасности. Реализация но-вых космических проектов, несомненно, потребует расширения работ в этом направлении. Остановимся на некоторых аспектах системы обеспечения безопасности (СОБ) человека при выполнения космиче-ских миссий.

Различают вопросы внешней (часто называют экологической) безопасности и внутренней безопасности. Основная позиция при ре-шении любых вопросов безопасности — это реализация принципа гарантированного результата, исключения действий, которые бы привели к отклонению от расчетных условий (штатной ситуации). Обеспечивается это введением комплекса нормативных мер на всех стадиях реализации проекта, разработкой системы контролирующих мероприятий.

При реализации новых проектов предвидеть все возможные из-менения «среды» практически невозможно, поэтому для обеспечения безопасности космического аппарата (КА) формируют специальную СОБ, задача которой - вести упреждающий анализ состояния и дина-мики рассматриваемого объекта, предупреждать возможные выходы системы за зону безопасности, проводить разработку мер по парированию угроз, находить пути выхода из опасной ситуации. От того, как построена такая СОБ и как она успешно функционирует, часто зависит успех миссии (потеря КА «Фобос–грунт» на ранней стадии реализации проекта — пример плохой работы СОБ КА).

Рассматривается проблема определения системной безопасно-сти (ОТС) как состояния, при котором выполняются принципы суще-ствования и развития системы. Обсуждается возможность получения количественной оценки уровня безопасности. Представлены основы методики оценки безопасности при проектировании, при выборе схем-ных решений, при формировании объектов космической техники. На примере проекта МКС приводятся данные оценки уровня безопасно-сти, динамики этого уровня при эксплуатации.

Обсуждаются особенности решения задач проектирования тех-ники и космических миссий с учетом требований обеспечения без-опасности реализации проекта, схемы их решения. Отмечен прогно-стический, упреждающий характер исследований безопасности при реализации космических проектов.

 
 

Ссылки партнёров