КОНЦЕПЦИЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ «ДОРОЖНОЙ КАРТЫ» ПРИМЕНЕНИЯ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ВИДОВ ТОПЛИВА И ИСТОЧНИКОВ ЭНЕРГИИ В АВИАЦИИ

КОНЦЕПЦИЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ «ДОРОЖНОЙ КАРТЫ» ПРИМЕНЕНИЯ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ВИДОВ ТОПЛИВА И ИСТОЧНИКОВ ЭНЕРГИИ В АВИАЦИИ

© А.В.Смирнов, А.А.Охапкин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
2015 г.

Исчерпаемость запасов природных ресурсов ископаемого топлива, а также увеличение негативного влияния на окружающую среду и климат при его сжигании стимулируют внедрение во всех видах транспорта, в том числе и авиационном, альтернативных видов топлива и источников энергии. Для решения этой сложной и комплексной задачи, для того чтобы ограниченные научные и материальные ресурсы выделялись на наиболее приоритетные мероприятия, которые окажут наибольшее влияние в краткосрочной перспективе и одновременно заложат основу для долгосрочных улучшений, необходимо создание дорожных карт, которые способны служить реальным инструментом планирования и контроля выполнения поставленных перед авиастроением долгосрочных целей.

Создание новых технологий применения альтернативных видов топлива и источников энергии в гражданской авиационной технике направлено на достижение трёх целей: рациональное использование природных ресурсов; сокращение эмиссии загрязняющих веществ; повышение производительности, безопасности и доступности авиационных работ.

В ходе формирования дорожной карты и определения технологических проблем применения альтернативных источников энергии на авиационном транспорте определены роль и место воздушного транспорта в энергетическом балансе России. Анализ энергобаланса страны показывает, что транспорт в целом является наименее энергоэффективным сектором экономики. При этом воздушный транспорт остается еще и самым недиверсифицированным (с точки зрения использования природных ресурсов) из всех видов транспорта. Анализ энергетического баланса воздушного транспорта России показывает, что на выполнение транспортной работы приходится более 95% годового объема топливопотребления в гражданской авиации РФ. В качестве топлива для подавляющего количества типов воздушных судов используется традиционный авиакеросин.

Созданный вариант дорожной карты предусматривает:

– выделение наиболее перспективных направлений создания технологий в области применения альтернативных видов топлива и источников энергии при создании авиационной техники гражданского назначения;

– прогноз готовности технологий, оценку преимуществ и недостатков альтернативных видов топлива и источников энергии по сравнению с авиационным керосином;

– определение классов летательных аппаратов, для которых использование альтернативных видов топлива и источников энергии является наиболее эффективным и представляется наиболее вероятным (исходя из готовности технологий) в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периодах прогнозирования;

– учет влияния применения технологий на полноту решения государственных задач в области развития авиационного транспорта РФ;

– увязку государственных задач в сфере развития авиационного транспорта России, перспектив создания авиационной техники гражданского назначения и технологий в области применения альтернативных видов топлива и источников энергии.