НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОБЛЕДЕНЕНИЯ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОБЛЕДЕНЕНИЯ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

© С.С.Волков, О.В.Стройкина, А.Л.Рыбалкина
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
2015 г.

Обледенение самолетов является одной из сложных многофакторных проблем эксплуатации воздушного транспорта. Обледенение планера ведет к ухудшению аэродинамических и летных характеристик воздушного судна (ВС). При этом возможны повреждения кон¬струкции и нарушения работы силовой установки, самолетных систем, а также приборов, связанных с приемниками воздушного давления. Лед, образовавшийся в статических отверстиях или датчиках угла атаки, может исказить вводимую в системы пилотажных приборов информацию об абсолютной высоте, воздушной скорости и угле атаки.

Работа по преодолению этого опасного явления ведется практически с начала авиационных пассажирских перевозок. Были уточнены принципиальные основы решения этой проблемы, разработаны новые правила, технические требования, эксплуатационные рекомендации, усовершенствованы средства и методы защиты самолетов, что играет большую роль в повышении безопасности полетов. Однако авиационные происшествия продолжают иметь место.

В работе приводится анализ мировой статистики авиационных происшествий, связанных с обледенением, более чем за 20 лет. Было выявлено, что в период с 1990–2001 гг. около 3% всех авиационных происшествий связаны с обледенением; в России с 2001 по 2013 г. произошли два авиационных происшествия с самолетами и три с вертолетами. В работе показано, что основными причинами авиационных происшествий являются: изменение аэродинамических характеристик при отложении льда на крыле ВС; помпаж двигателя в результате попадания льда, повлёкший разрушение конструкции; невключение противообледенительной системы при обледенении в воздухе; решение не проводить противообледенительную обработку самолета; повторное обледенение после обработки противообледенительной жидкостью при длительном ожидании вылета.

Таким образом, показано, что проблема обледенения ВС продолжает оставаться актуальной и является совокупностью неблагоприятных метеоусловий и человеческого фактора. Для снижения влияния проблемы обледенения ВС необходимо правильно оценивать степень опасности при неблагоприятных метеоусловиях, отслеживать условия, способствующие образованию льда, не допускать вылета без противообледенительной обработки при возможности образования льда.