О НЕКОТОРЫХ МЕТОДАХ УПРАВЛЕНИЯ СОЗДАНИЕМ СЛОЖНЫХ СИСТЕМ В АСПЕКТЕ ИХ КАЧЕСТВА, НАДЕЖНОСТИ, БЕЗОПАСНОСТИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

© И.В.Апполонов, В.Д.Оноприенко, Н.Б.Бодин, К.Д.Пантелеев, К.В.Семёнов, Н.И.Хариев
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и экономика космической деятельности"
2015 г.

В контексте изложения основных предпосылок к необходимости обобщения научных, методологических, учебно-методических, справочных и других публикаций отраслевого, межотраслевого и национального уровней по проблематике качества, надежности, безопасности и конкурентоспособности создаваемой сложной наукоемкой техники двойного назначения и средств технологического оснащения (СТО) её производств излагаются основные методы управления.

В докладе анализируются наиболее перспективные, ранее разработанные методы (в основном в 60-е -80-е годы ХХ века) и разрабатываемые в настоящие годы методы и модели по управлению различными сложными системами (техническими, технологическими, производственными, организационно-экономическими и другими) для целей их последующего более тщательного изучения и возможной адаптации применительно к новым задачам управления созданием сложных, наукоемких, конкурентоспособных систем в аэрокосмической отрасли в ближайшее, среднесрочное планирование до 2020 г., программное планирование до 2030 г. и более отдаленную перспективу XXI века.

К таким методам по мнению авторов относятся: метод жесткого детерминированного управления; метод ситуационного управления; метод конфигурационного управления; метод вложения задач с идентификацией; метод, базирующийся на теории катастроф; метод, базирующийся на теории хаоса и фрактальном модели ровании; метод интеллектуального управления, основанный на комплексном использовании технологий обработки знаний; функциональный метод управления; общесистемный метод управления.

В докладе кратко излагается содержательная сущность каждого из перечисленных методов с указанием их разработок применительно к различным сложным системам и формулируются рекомендации по их более детальному изучению в рамках специально постановочных НИР и ОКР применительно к управлению разработками как отдельных важных комплексов и комплектующих изделий РКТ, так и к сложным системам в целом (как пилотируемым так и не пилотируемым космическим кораблям).

Развитие прикладных областей, связанных с исследованием космоса и мирового океана, автоматизацией аэрокосмической промышленности, с переходом к квазибезлюдным типам дальним космическим аппаратам предполагает необходимость создания различного рода технических систем, которые должны обладать высокой степенью автономности, адаптивности, экономичности, надежности и качества функционирования в условиях неопределенности. При этом главными источниками проявления неопределенности в задачах управления являются следующие факторы:

– сложность формализованного описания объекта и задач управления с учетом погрешностей необходимых вычислений и измерений;

– нечеткость целей функционирования и задач управления;

– нестационарность параметров объекта и системы управления;

– априорная неопределенность обстановки и условий функционирования;

– наличие случайных воздействий внешней среды;

– искажения поступающей входной информации в каналах дистанционной передачи данных.

Особое внимание в докладе предполагается уделить двум последним из числа перечисленных методам управления, как наиболее важным и достаточно полно представленным в публикациях последних лет, однако требующих усилий по их практическому внедрению в ходе разработки типовых технических проектов по управлению созданием сложной наукоемкой техники и средств технологического оснащения ее производств в рамках интегрированных АСУ и САПР.

Последнее предложение по использованию этих методов в АСУ и САПР нам представляется как обязательство реализации методов, так как это предполагает эффективный конечный результат при их внедрении.

В докладе подчеркивается, что изложение таких предпосылок необходимо для формирования и систематизации общего наследия по данной проблематике с целью постановки новых актуальных задач по обеспечению качества, надежности и безопасности сложных систем в аэрокосмической области.

В заключительной части доклада кратко излагается сущность основных направлений исследований и разработок для решения актуальных задач по обеспечению качества, надежности и безопасности сложных систем и технологий машиностроительной направленности на ведущих предприятиях аэрокосмической отрасли. Одним из таких направлений является разработка вопросов оптимизационных контрольных задач в проблематике качества, надежности, безопасности и конкурентоспособности. Это направление будет рассматриваться в отдельном докладе.