О ВОЗМОЖНЫХ ПРОБЛЕМАХ ЭКСПЛУАТАЦИИ САМОЛЕТА МС-21

© А.А.Комов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
2015 г.

Повреждение авиадвигателей, вызванное попаданием посторонних предметов (ПП) с поверхности взлетно-посадочной полосы (ВПП), является одним из факторов, влияющих не только на эффективность использования самолета, но и на безопасность полетов.

Исследования показывают, что в настоящее время добиться полной ликвидации ПП с поверхности аэродромных покрытий практически не представляется возможным из-за неизбежного образования повреждений (трещин) вследствие постоянного воздействия на покрытия атмосферно-климатических факторов, воздействий динамических нагрузок колес шасси самолетов и газовых струй двигателей. Кромки трещин выкрашиваются, и, образующиеся посторонние предметы могут попасть в авиадвигатели.

Посторонние предметы с поверхности ВПП попадают в авиадвигатели по различным причинам, одной из которых является заброс колесами шасси при рулении, пробеге и разбеге самолета.

Для обеспечения защищенности двигателей в ЛИИ им. М.М. Громова были проведены натурные исследования по повышению эффективности защитных устройств, устанавливаемых на колесах передней стойки шасси. Исследования показали, что защитные устройства «велосипедного типа» не могут обеспечить защищенность двигателей, а основным фактором, влияющим на защищенность двигателей, является компоновка самолета, точнее компоновочное размещение воздухозаборников двигателей относительно колес шасси.

В результате проведенных натурных исследований удалось создать методику оценки уровня защищенности двигателей от заброса твердых посторонних предметов колесами шасси с поверхности аэродрома. Данная методика позволяет по компоновке самолета определять не только уровень защищенности двигателей, но и рассчитывать количество двигателей по причине повреждения твердыми посторонними предметами, выбрасываемых колесами шасси на этапах разбега и пробега. Адекватность методики апробирована на расчете количества досрочно снятых с эксплуатации двигателей Д-36 за период 1991–2002 гг.

Расчеты показывают, что эксплуатация самолета МС-21 будет сопровождаться значительным уровнем поврежденных посторонними предметами двигателей. Причем, повреждениям будут подвержены лопатки компрессоров высокого давления двигателей силовой установки № 2.

Показано, что обеспечить защищенность двигателей на самолете МС-21 возможно при помощи защитных устройств пластинчатого типа. Определены конструктивные особенности защитных устройств пластинчатого типа для самолета МС-21.