ПОДГОТОВКА ИНЖЕНЕРНО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИХ КАДРОВ ЦЕНТРА ПОДГОТОВКИ КОСМОНАВТОВ

© А.И.Кондрат, Г.Д.Орешкин, А.И.Шуров
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2015 г.

В соответствии с п.15 основных положений «Основ государственной политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2030 г. и дальнейшую перспективу» определены основные задачи и по развитию пилотируемых космических полетов: продолжение эксплуатации Международной космической станции; реализация до 2030 г. научно-прикладных исследований и расширение их спектра; осуществление после 2030 г. пилотируемых полетов в окололунное пространство и на Луну; расширение после 2030 г. области и масштабов освоения ближнего космоса.

Достижение поставленных целей и задач невозможно без высококвалифицированного персонала, обладающего необходимыми педагогическими качествами.

Изначально принять на работу в Центр подготовки космонавтов (ЦПК) специалистов необходимого уровня не представляется возможным, поскольку ни одно высшее учебное заведение СССР и РФ такой подготовкой не занималось и не занимается. В течение всего времени существования отечественной пилотируемой космонавтики специалистов готовили (переучивали) в ЦПК, как принято говорить, «без отрыва от производства» (подготовки космонавтов). На протяжении всего своего существования ЦПК фактически самостоятельно осуществлял обучение собственных инженерно-преподавательских кадров, и эта область деятельности являлась и является основой высокого качества подготовки космонавтов и успешного выполнения ими запланированных программ космических полетов.

С развитием ЦПК постепенно начинает складываться система подготовки из вновь прибывающих в Центр для прохождения военной службы выпускников высших военных учебных заведений собственных инженерно-преподавательских кадров. Первые руководители подразделений по подготовке космонавтов, летчики-космонавты СССР, имеющие опыт космических полетов, на основе собственного опыта и понимания необходимых инженеру-преподавателю по подготовке космонавтов компетенций для успешного формирования у космонавтов профессиональных знаний, навыков и умений разработали первые «планы ввода в строй специалистов».

В ходе проведения занятий (а порой методом «проб и ошибок») не только происходил поиск верных подходов приобретения и формирования необходимых космонавтам знаний, навыков и умений выполнения отдельных полетных операций и программы космического полета в целом, но и формировалось и совершенствовалось, может быть неосознанно, педагогическое мастерство инженеров-преподавателей ЦПК.

Подготовка всех последующих инженерно-преподавательских кадров Центра подготовки космонавтов на протяжении почти 45 лет проводилась и проводится, основываясь на положительном опыте наиболее признанных сообществом специалистов по подготовке космонавтов с внесением в «планы ввода в строй» задач по изучению руководящих документов по космической деятельности: законы, Федеральные программы, положения и руководства.

В результате смены политического строя страны в начале 90-х годов прошлого столетия и последовавшей за этим череды финансово-экономических и межведомственных изменений, ЦПК частично растерял свой кадровый потенциал и получил значительные прорехи в сложенной десятилетиями системе преемственности поколений специалистов, осуществляющих непосредственную подготовку космонавтов.

Учитывая кадровые проблемы в космической отрасли (возраст научных и инженерных кадров, отток высококвалифицированных специалистов, снижение уровня поступления в организации отрасли выпускников вузов), а также для решения перспективных задач российской космонавтики необходимо упредить возможное снижение качества подготовки космонавтов, и одним из путей в этом направлении может стать повышение педагогической компетентности инженерно-преподавательских кадров Центра подготовки космонавтов.

 
 

Ссылки партнёров