ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ГЕНЕРИРОВАНИЯ ИДЕЙ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ТЕХНИЧЕСКИ СЛОЖНЫХ ИЗДЕЛИЙ

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ГЕНЕРИРОВАНИЯ ИДЕЙ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ТЕХНИЧЕСКИ СЛОЖНЫХ ИЗДЕЛИЙ

© С.Д.Иванов, Н.Ю.Иванова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и экономика космической деятельности"
2015 г.

Несмотря на обширный опыт, накопленный в теории и практике управления техническим творчеством, и активное обсуждение этих вопросов профессионалами, например, на www.metodolog.ru, следует признать, что пока методы, позволяющие активизировать творческое мышление и ускорить процесс получения интеллектуального продукта не получили широкого распространения в практике российских предприятий и мало применяются в деятельности проектных групп, занимающихся разработкой технически сложных изделий. Возможно, инженеров, занимающихся проектной деятельностью, было бы целесообразно обучать использованию методов генерирования идей не только и не столько в ВУЗе (у студентов мало практического опыта), но и, проводя семинары, мастер-классы, тренинги в рамках повышения квалификации работающих специалистов.

Методы, способствующие непосредственно активизации генерирования идей, можно подразделить на две группы: интуитивные и логические (или дискурсивные, рассудочные). В свою очередь дискурсивные методы могут быть ориентированы на алгоритмический и классификационно-морфологический подход.

Наиболее известен классический «мозговой штурм», появившийся как практическое развитие «имандженерии» А. Осборна. Этот метод имеет модификации: «конференция идей», «мозговое письмо», «картография», «адвокаты дьявола» и т.д. В свою очередь, наиболее распространенной модификацией «мозгового письма» стал метод «635». Относительно широкое распространение получили также метод Дельфы, деловые игры (до выигрыша или как моделирование ситуации). Есть методы-направления, как функциональный и структурный анализ, и методы-конкретизаторы, как функционально-ориентирован-ный поиск (ФОП) или функционально-стоимостной анализ (ФСА), метод Колера, MPV Analysis (Main Parameters of Value). Синектика, базирующаяся на двух операторах: «превращение незнакомого в знакомое», «превращение знакомого в незнакомое» оценивается специалистами как продуктивный метод получения новых идей по решению самых разных проблем. На практике используется также метод морфологической матрицы. Некоторые методы продвигаются и пропагандируются разработчиками, как, например, метод «шесть шляп де Боно». Помимо вышеперечисленных методов, имеются сведения о применении инверсологии, фантограмм, каталога вопросов или метода контрольных вопросов, стратегии семикратного поиска, метода постоянной записи, номинальной групповой техники, метода проектирования Мэтчетта, метода фокусирования на объектах.

Среди логических методов стоит отметить уже зарекомендовавшие себя ФСА, в том числе и его инверсную форму, например, в методе Target costing; АРИЗ: алгоритм решения изобретательских задач. Группа логических методов пополнена использованием FMEA (Failure Mode Effect Analysis): анализ последствий и причин отказов; методом Тагути. Идеи, выдвинутые в теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), дали почву для развития алгоритмизации инженерного творчества в виде самостоятельных методов, например, алгоритм решения инженерных проблем (АРИП), стратегии системного поиска резервов. Некоторые части фонда эвристических приемов ТРИЗ также используются как самостоятельные методы: методы объединений и разъединений, метод кинематического переворота и др.

Естественно, неоправданно частое задействование методов генерирования идей снижает эффективность их использования. В процессе внедрения в практику потребуется адаптация к конкретным условиям применения. Но, не смотря на объективные сложности, результат должен оправдать средства.