РЕСУРСЫ И РЕЗЕРВЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЕТЧИКА

РЕСУРСЫ И РЕЗЕРВЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЕТЧИКА

© Т.Б.Нестерович
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы космической медицины и биологии"
2015 г.

В современных условиях развития экономики повышается актуальность учета психофизиологических возможностей летчика при создании авиационных комплексов и поддержания его работоспособности в процессе профессиональной деятельности.

Соблюдение требований инженерной психологии при определении уровня автоматизации процесса пилотирования его качество повышается в 1,5–2 раза, а точность выдерживания параметров высоты и крена — в 1,4 раза. При отображении информации с учетом таких требований время подготовки и принятия решения сокращается на 20–25%.

При эффективной индикации отказов показаний приборов повышается вероятность своевременного обнаружения сбоев в работе бортового оборудования. Учет рекомендаций психолингвистики к кодированию информации и использованию аббревиатур повышает вероятность правильного понимания их смысла практически до полной безошибочности.

Удобная рабочая поза летчика в 2,5 раза продлевает время маневрирования при больших перегрузках. Психологический отбор сокращает отчисление из летных училищ по неуспеваемости на 10–15%, при этом качество подготовки курсантов повышается на 30%.

Выявление эргономических недостатков на ранних стадиях создания авиационных комплексов сокращает число их доработок по результатам испытаний в 2 раза. Комплексное эргономическое военно-научное сопровождение разработок, испытаний и эксплуатации авиационной техники повышает эффективность ее эксплуатации на 18–20%. При этом летное долголетие и, прежде всего, высококлассных летчиков и летчиков-снайперов продлевается на 3–3,5 года. Все это подтверждает необходимость разработки и внедрения методологии, средств и технологий эргономического обеспечения летного труда.

Для этого необходимо изучать эргономические характеристики образцов авиационной техники, ошибки, трудности и проблемы пилотирования и оценивать психологические, физиологические и биомеханические возможности летчика по обеспечению профессиональной надежности. При организации научного сопровождения создания и экспертизы проектов, макетов и образцов разрабатываемой техники необходимо иметь в виду, что эффективность учебно-боевой подготовки и освоения вершин летного мастерства зависит также от учета психологии в организации летной работы и нормирования летного труда, как при усложнении полетов, так и при недостаточной летной нагрузке. При переутомлении летчика кратно увеличивается количество непреднамеренных ошибочных и несвоевременных действий, снижается переносимость летных перегрузок и повышается восприимчивость к инфекции.

Нормирование летного труда в 2,5–3 раза сокращает число ошибочных и неоптимальных действий летчика в связи с утомлением и перенапряжением, а также при перерывах в полетах. Поэтому необходимо вовремя выявлять случаи утомления и переутомления летчика, несоответствия нагрузки его индивидуальным возможностям, снижения готовности к полетам и ухудшения состояния здоровья.

Необходимо также завершить разработку нормативных правовых документов, регламентирующих порядок и содержание работ по учету возможностей летчика как при разработке средств, алгоритмов работы и систем жизнеобеспечения, так и при организации летного труда, отборе, подготовке, поддержании работоспособности и социально-психологическом обеспечении профессиональной деятельности.