РОЛЬ ПЕДАГОГА В РАСКРЫТИИ ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

РОЛЬ ПЕДАГОГА В РАСКРЫТИИ ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

© Н.И.Чудакова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2015 г.

В настоящее время — время стремительного развития технологий, внедрения инноваций, педагог дополнительного образования стоит перед острой необходимостью поиска новых активных способов обучения и внедрения их в свою деятельность. Принимая инновации, важно четко понимать на каких ценностных ориентирах они базируются, какие результаты будут достигнуты в результате применения. Педагог должен обладать достаточной компетенцией, чтобы правильно использовать новшества в образовательной среде.

Имя Константина Эдуардовича Циолковского относится к той плеяде научной элиты России, которые, по мнению отечественных учёных, мечтали о лучшей жизни людей на земле и совершенстве мироустройства. Историческое значение, содержание и масштаб развиваемых ими идей ставили этих людей в один ряд с величайшими мировыми умами и обрекали носить звание великих.

По глубокому убеждению мыслителя главная задача педагогической аксиологии (аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности) заключается в решении вопросов, связанных с целеполаганием, определением приоритетной системы ценностей. В связи с этим Циолковский призывал более глубоко заниматься разработкой целей образования и воспитания с учётом как вечных фундаментальных «земных» проблем жизни человека, так и «высших», космических. В созданной им антропокосмической концепции учёный развивал мысль о том, что от того, какие идеа-лы и ценностные ориентиры будут сформированы в человеке, зависит не только судьба каждого, но и всего человечества, судьба всей Вселенной, так как будущее человека самым тесным образом связано с освоением космического пространства, и совсем не безразлично, какие нравственные ценности он понесёт с собой в космос, чем будет руководствоваться в процессе своей преобразовательной деятельности.

Так, в разработанной мной программе «Космознайка», наряду с естественнонаучными основами программы, значительное место отводится именно нравственному аспекту — воспитанию, закладыванию морально-этических норм личности ребенка. Вследствие чего происходит постоянное совершенствование и развитие форм организации занятий и методов обучения, совершенствование структуры — программа приобрела модульность, ориентирована на разные способы реализации.

Для стимулирования большего интереса детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста к познаниям в области космической и астрономической тематики была разработана настольная игра «Сквозь Вселенную». Новизна этого способа организации занятия в том, что дети принимали непосредственное участие в создании игрового поля, знакомясь с разными объектами Вселенной и терминологией, а также создавали свои оригинальные, авторские фишки для перемещения по полю, т. е. осуществления ходов во время игры.

Для учащихся начальных классов было предложено подготовить работы на Всероссийскую конференцию обучающихся «Шаги в науку – Калуга». Большую роль в организации этой работы приняла участие учитель начальных классов «Средней общеобразовательной школы №21» Калуги Суворова Наталия Владимировна и родители детей, участников проекта. В течение года ребята работали над темой проекта. Идея заключалась в том, чтобы выяснить какие представления современные дети имеют о возможных внеземных цивилизациях и формах жизни на других планетах. Опираясь на описания данной темы в научной литературе, на сайтах интернета, ознакомившись с идеями К.Э. Циолковского, который говорил: «Сначала неизбежно идут: мысль, фантазия, сказка, а за ними шествует точный расчет», дети подготовили доклад для своих сверстников, а затем попросили одноклассников принять участие в анкетировании и наглядно изобразить внеземные формы жизни.

Описание исследования и результатов работы были представлены на конференции обучающихся. Дети получили возможность выступить перед аудиторией слушателей, приобрели начальный опыт публичных выступлений, по итогам работы секции получили дипломы лауреатов конференции.

Задача педагога состоит в том, чтобы иметь возможность постоянно совершенствовать свое мастерство, чтобы раскрывать в детях таланты, о которых они даже не подозревали.

Выдвинутые К.Э. Циолковским категории и ориентиры, их сущностное содержание имеют прямое отношение к сфере образования, дают возможность прогнозировать пути дальнейшего развития, познания личности и решать тесно связанные с этим вопросы формирования «совершенного человека». В своих работах он затронул множество важных проблем, связанных с созданием условий для обучения одаренных детей, разработкой философских основ содержания образования «Гражданина Вселенной» и др.

Как завет учителя звучит его обращение к молодежи, которую он считал «наиболее восприимчивой ко всему новому и необычному». «Мы пока мало знаем, — писал он, — но нас ждут бездны открытий и мудрости. Будем жить, учиться, чтобы получить их и царствовать во Вселенной».