СХЕМА КОСМИЧЕСКОГО ПАТРУЛЯ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ СБЛИЖАЮЩИХСЯ С ЗЕМЛЕЙ АСТЕРОИДОВ

© Р.З.Ахметшин, Г.Б.Ефимов
Секция "К.Э. Циолковский и механика космического полета"
2015 г.

Исследования проблемы астероидной опасности ведутся широко и включают оценку степени опасности, разработку методов обнаружения угрозы и способов борьбы с ними. Известны различные подходы для системы борьбы с астероидной опасностью. При локальном подходе элементы системы размещаются на Земле или на орбите ИСЗ, с контролем околоземного пространства. При частично глобальном —они размещены на орбитах Земли или Венеры с контролем окрестности орбиты Земли. Глобальный подход включает размещение телескопов на сфере радиуса орбиты Юпитера, с контролем всех направлений небесной сферы для обнаружения угроз из дальних областей Солнечной системы и извне ее.

Т.М. Энеев предложил схему Космического Патруля с размеще-нием на орбите Земли нескольких космических аппаратов (КА) с телескопами для наблюдения, обнаружения и каталогизации астероидов, сближающихся с Землей (АСЗ). Главной идеей Патруля является создание с помощью телескопов «оптического барьера» системы наблюдения, мимо которой не смог бы «проскочить» незаметно ни один значимый по своим размерам АСЗ [Т.М. Энеев. Об актуальных задачах исследования дальнего космоса // Космические исследования. 2005. Т.43, №6, с.403–407]. Создание достаточно полного каталога АСЗ (размерами от 150–200 м) позволило бы вести регулярные наблюдения за потенциально опасными АСЗ для уточнения их орбит и заранее предпринимать необходимые меры для ликвидации угроз: посылки КА для изучения опасных астероидов, а затем и физического воздействия на них для изменения орбиты и предотвращения столкновения с Землей.

Исходная схема оптического барьера имела в виду выявление всех АСЗ, но в ней имелись трудности со сканированием больших участков небесной сферы для их обнаружения и с их «сопровождением» – наблюдением для уточнения орбит [Т.М. Энеев, Р.З. Ахметшин, Г.Б. Ефимов. К вопросу об астероидной опасности // Космические исследования, 2012, т. 50, №2, с.99–108]. Поэтому был рассмотрен вариант выявления только потенциально опасных АСЗ, число которых в 6 раз меньше. Для выявления их достаточно контролировать окрестность орбиты Земли, сканировать относительно узкую полосу, и появляется возможность «сопровождения» их для определения орбит с точностью, нужной для каталогизации. Была рассмотрена возможность размещения КА Патруля на орбите Венеры, при которой улучшаются условия наблюдения окрестности орбиты Земли. Были оценены времена сканирования области барьера, сопровождения АСЗ, требуемые характеристики телескопов: проницающей способности, рабочего поля, а также размеры АСЗ, которые сможет обнаруживать Патруль [Р.З. Ахметшин. Космический патруль: варианты схемы оптического барьера // Космические исследования, 2013, т. 51, №4, с.274–286].