СОЦИАЛЬНАЯ УТОПИЯ: К.Э. ЦИОЛКОВСКИЙ И К.С. МЕРЕЖКОВСКИЙ

СОЦИАЛЬНАЯ УТОПИЯ: К.Э. ЦИОЛКОВСКИЙ И К.С. МЕРЕЖКОВСКИЙ

© И.Н.Ткаченко
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Исследование научного творчества К.Э. Циолковского"
2015 г.

Социальная утопия К.Э. Циолковского обнаруживает совер-шенно неожиданное сходство с некоторыми идеями, развиваемыми К.С. Мережковским в «Рае земном».

«Рай земной» Мережковского представляет утопию, о которой долгое время предпочитали не вспоминать, что мешало заметить сход-ные черты обоих социальных проектов. В этих утопиях предлагалась иерархическая организация общества с делением на касты или разря-ды, доходящая до степени антропологических различий. В них отдавалось явное предпочтение тропическому или теплому климату как наиболее благоприятному для человеческого существования и сельскому образу жизни, причем фабричный труд представлялся нежелательным. Эти утопии обещали бесконечное счастье, хотя и весьма сомнительного свойства. Рассуждения об общем количестве счастья в сменяющемся ряду поколений обоих авторов также до некоторой степени сходны. И оба они подчеркивали, что их утопические проекты не рассчитаны на современников.

Однако наибольшее сходство обнаруживается в отношении ев-генических принципов, которых придерживались Циолковский и Ме-режковский. Они предполагали усовершенствование человеческого рода посредством искусственного подбора, которому придавалось совершенно исключительное значение; использование отборных производителей и искусственного осеменения; широкое применение стерилизации; ограничение или полное запрещение деторождения для неподходящих производителей; разделение гедонистической и репро-дуктивной функций половых отношений. Циолковский ввел некоторое подобие индийских каст с запретом брачных отношений между ними.

В «Рае земном» Мережковского подобная регламентация обес-печивалась естественными антропологическими различиями. Согласно евгеническому принципу Циолковского новое человечество должно произойти от ограниченного количества лучших производителей, возможно, только от одной пары.

Конечно, евгенический подход сам по себе близок утопическо-му сознанию, и подобную задачу ставили перед собой еще Платон и Кампанелла. Во времена Циолковского различные евгенические идеи пользовались определенной популярностью, но обращает на себя вни-мание полное совпадение обеих евгенических программ и их ради-кальный характер.

Имеются и другие сходные моменты. Фантазия обоих авторов доходит до полного или частичного отказа от ношения одежды с неко-торым исключением для больных, увечных и пожилых. Это вряд ли является случайным совпадением и позволяет предположить возмож-ное заимствование «калужским мечтателем» идей «сказки-утопии» Мережковского. В любом случае можно говорить о своеобразной «пе-рекличке» идей обоих авторов.

Несомненно, между этими утопиями имеются существенные различия. Мережковский определял свое общественное устройство как патернализм, противопоставляемый им индивидуализму и социализму. «Идеальный строй» Циолковского — это казарменный социализм. Циолковский верил в бесконечный прогресс, который должен привести к безмятежному счастью. Мережковский считал его бессмысленным, полагая, что общественное развитие задерживается в состоянии равновесия между эволюцией и неизбежной последующей диссолюцией. Мережковский называл свое миросозерцание терризмом в противоложность целизму, миросозерцание Циолковского есть антитерризм в буквальном смысле. «Рай земной» носит гедонистический характер, Циолковский проповедует крайний аскетизм.

Тем не менее, пессимист Мережковский и оптимист Циолков-ский сходятся в своем полном неприятии действительности, распро-страняемом и на человеческую природу. Конечно, утопии Мора и Кампанеллы воспринимаются сейчас как антиутопии. Однако «Рай земной» представляет собой утопию отчаяния, где вообще стираются всякие различия между утопией и антиутопией. Система Циолковского отличается еще большей принципиальной нереализуемостью. Эти два социальных проекта являются крайним выражением утопической мысли.