ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ВИД ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА И ОСНОВА ПРОФОРИЕНТАЦИИ

ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ВИД ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА И ОСНОВА ПРОФОРИЕНТАЦИИ

© Р.В.Вышегородских
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2015 г.

Задачи модернизации современного образования требуют развития самостоятельности, инициативы и творчества детей во всех областях их деятельности.

У каждого человека заложен творческий потенциал но, к сожалению, он часто остаётся нереализованным. У творческого ребенка лучше развивается эмоциональная сфера, самостоятельность и инициативность. Эмоциональное раскрепощение ребенка, обучение чувствованию и художественному воображению, снятие комплексов – возможно через игру, фантазирование, инсценизацию, которые происходят в процессе театральной деятельности.

Творческие задатки у разных детей разные. Они зависят от свойств нервной системы, ее «пластичности», эмоциональной чувствительности, темперамента и во многом определяются наследственностью. Кроме того, влияние на развитие способностей к творчеству оказывает среда, окружающая ребенка, педагог и его особая технология обучения. С древних времен различные формы театрального действия служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Театр — это целая система воздействия на человека, благодаря которой, в совокупности с другими факторами формируется разносторонне развитая и гармоничная личность.

В настоящее время во многих учебных заведениях существуют театральные коллективы, объединяющие детей разных возрастов. В детско-юношеском центре космического образования «Галактика» города Калуги плодотворно работает театральная студия «Буратино», в которой занимаются учащиеся от 7 до 16 лет. Специально для этой студии была разработана образовательная программа дополнительного образования детей «Волшебный мир театра». Обучение по данной программе способствует развитию у обучающихся наблюдательности, фантазии, эмпатии, речи, познавательного интереса, творческих способностей, навыков адаптации в детском коллективе.

Театральное искусство изучается через игру, что способствует развитию творческих способностей, умения выразить себя, умения общаться. Одним из способов творческого, эмоционального игрового взаимодействия у обучающихся стала кукла. Именно эта игрушка, помогает обучающемуся максимально раскрыть свои творческие способности. Во время проведения занятий используются различные виды кукол.

В студию «Буратино» обучающиеся попадают без специального отбора, с различным уровнем эмоционального и интеллектуального развития. Задача педагога помочь обучающимся научиться прислушиваться к другим, правильно выстраивать и выражать свои мысли, контролировать свои эмоции, преодолевать внутренние и внешние зажимы, скованность.

В результате освоения программы обучающие овладевают приёмами аутотренинга и релаксации; оптимальным объемом тренировочных упражнений; работы с текстом, с ролью; оформления словесного действия в спектакле; применения сценической пластики в соответствии с ролью; общения с партнером в процессе выполнения творческой задачи с использованием речевых единиц; ораторского мастерства; реализации своих способностей и потребностей посредством работы над ролью; поиска верного поведения в предлагаемых обстоятельствах; успешного выступления в спектакле; разработки сценариев и проведения праздников; помощи младшим участникам коллектива в работе над ролью.

В ходе реализации программы используются методы и приемы, способствующие развитию творчества детей и их дальнейшей профориентации: различные упражнения, постановки этюдов, мини-спектакли, пантомима, игры и т.д.

Дети традиционно принимают участие и имеют награды в конкурсах различного уровня: являются неоднократными победителями городских фестивалей «Знакомьтесь: юные театралы», городских конкурсов – фестивалей «Лучики надежды», областных фестивалей театрально-музыкального творчества «Сотворчество», областных фестивалей творчество юных «Таланты и поклонники», международного фестиваля-конкурса «Звёзды нового века» и международного конкурса — фестиваля «Весна Победы».

Для ребят занятия в театральной студии являются не только способом организации и проведения досуга, но и служат основой для профориентации.

Некоторые обучающиеся поступили в колледжи и училища культуры, планируют свою профессиональную жизнь связать с театральным искусством.