ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНТЕРЕСАХ КОНЕЧНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ» КАК КОММУНИКАЦИОННЫЙ ИНСТРУМЕНТ В ИННОВАЦИОННОМ НАПРАВЛЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

© В.Г.Безбородов, Н.Н.Дубовцев
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и экономика космической деятельности"
2015 г.

По инициативе Роскосмоса при непосредственном участии открытого акционерного общества «Научно-производственная корпорация «РЕКОД» в последние годы задача повышения эффективности использования результатов космической деятельности (РКД) стала элементом государственной политики, направленной на модернизацию экономики Российской Федерации, развитие ее регионов, внедрение инновационных методов управления территориями и процессами.

Обеспечение эффективного использования результатов космической деятельности в интересах социально-экономического и инновационного развития Российской Федерации и ее регионов стало одним из важнейших инструментов государственной политики, обеспечивающим переход России к экономике, основанной на прогрессивных технологиях и научных знаниях, — инновационной экономике.

Однако сохраняется существующее в течение всей истории развития отечественной космонавтики острое противоречие между возможностями космического потенциала, накопленного в России и в мире, и недостаточными масштабами его использования для социально-экономического развития Российской Федерации и ее регионов, качества жизни населения.

Преодоление обозначенных выше проблем обосновывает необходимость использования Технологической платформы как инструмента формирования и реализации приоритетов научно-технологического развития в сложных областях социально-экономической деятельности, характеризующихся неопределенностью последствий технологических изменений и разобщенностью действий основных «игроков» (бизнеса, науки, государства, общества).

Как показывает отечественный и зарубежный опыт, таким инструментом может стать формируемая Технологическая платформа «Использование результатов космической деятельности в интересах конечных потребителей», стратегической целью которой является удовлетворение назревшей общественной потребности в вовлечении РКД в реальные процессы социально-экономического развития Российской Федерации и её регионов на основе консолидации и координации усилий и ресурсов государства, бизнеса, науки и гражданского общества.

Технологическая платформа «Использование результатов космической деятельности в интересах конечных потребителей» (далее — Технологическая платформа) создаётся как инструмент реализации Основ государственной политики в области использования результатов космической деятельности в интересах модернизации экономики Российской Федерации и развития ее регионов на период до 2030 года (далее – Основы), утверждённых Президентом Российской Федерации (Пр-51 от 14 января 2014 г.).

Инициаторами Технологической платформы «Использование результатов космической деятельности в интересах конечных потребителей» на настоящий момент времени являются: 12 федеральных и региональных органов исполнительной власти; 12 научных и производственных организаций ракетно-космической отрасли и других отраслей промышленности; 16 образовательных и научных учреждений; 15 представителей бизнес-структур.

Координатором Технологической платформы является ОАО «НПК «РЕКОД», которое осуществляет организационное и информационное обеспечение взаимодействия участников платформы, отвечает за научно-техническую координацию, аналитическое и экспертное сопровождение научных разработок, осуществляемых в рамках компетенций Технологической платформы.

Опыт функционирования двух технологических платформ (Национальная космическая технологическая платформа и Национальная информационная спутниковая платформа), созданных под эгидой Федерального космического агентства в рамках реализации утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2594-р Государственной программы Российской Федерации «Космическая деятельность России на 2013‒2020 годы» подтвердил высокие интеграционные возможности инструментов координации действий всех заинтересованных сторон, включая обеспечение государственно-частного партнёрства в сфере инновационной деятельности.