УТОПИЯ КАК СМЫСЛ РУССКОГО СОЗНАНИЯ

УТОПИЯ КАК СМЫСЛ РУССКОГО СОЗНАНИЯ

© Т.Б.Карулина
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2015 г.

«Регулярное» появление утопий в философии — есть проявление симптомов «заболевания» «текущего» общества. Если заговорили об «идеальных обществах», то стоит посмотреть, что же вокруг происходит. Космическая философия К.Э. Циолковского включает в себя вариант построения «идеального общества» и потому служит симптом предвосхищаемой космической истории человека. Тексты К.Э. Циолковского могут быть рассмотрены как конкретный проект по преобразованию (эволюции) общества и человечества, вычленяющие противоречия и проблемы действительности.

Утопические теоретические построения, как правило, фиксируют негативные образы современного им общества, перелицовывая их в «позитивные» описания будущего. Карл Мангейм, немецко-британский философ, говорил, что несоответствие утопии с бытием проявляется в том, что утопическое сознание «ориентируется на факторы, которые реально не содержатся в этом бытии». В русском сознании, интерес, даже страсть к «наилучшему устройству государства» присутствовал, если так можно сказать, исходно, принимая разные формы. Они зачастую были резко полярными: от богоборческих до построения Царства Божия на Земле. И эта полярность, крайность наилучшим образом выражала особенности русского сознания и русского философствования. «С утопизмом мы уже встречались не раз на русской почве — уже в XVIII веке, — и там он явно выступает как суррогат религиозного понимания истории» [Зеньковский В.В. История русской философии. Л.:, ЭГО, 1991. Т.1. Ч.2. С. 53]. «Утопическая вера в прогресс» [Там же. С. 79] сменила в русской мысли утопическую веру в моральное или социальное преобразование России. Общим для утопий является ориентация либо на воображаемое, либо на идеальное, либо одновременно на то и другое.

Были ли утопичными социальные идеи Циолковского:

– об естественной эволюции человека как телесного существа;

– об эволюции отдельных земных государств в планетарное президентство, затем в объединения вокруг солнц, и «кучи солнц» в целостный космос;

– о безграничной эволюции человеческого разума, базирующейся на «одном начале, старой Ньютоновской механике», поддержанной надеждой, что «религия приходит на помощь и разрешает наши недоумения» [Циолковский К.Э. Щит научной веры. М.: Самообразование, 2007. С. 14.].

Идеи К.Э. Циолковского иллюстрируют «неизбывную» веру в прогресс человечества: и в отношение духа, и в отношение тела. «Будущее общественное устройство человечества будет таково, что люди будут непрерывно расти в физическом, нравственном и умственном отношении. Все население будет не ниже каждого из самых отборных теперь людей» [Там же. С. 185]. Управляться это общественное устройство будет президентами, «всеобъемлющими людьми», «не есть ли это планетные боги в космосе?» [Там же. С. 185]. Имея опыт артельной жизни, люди живут общинами, где справедливейший судит и исправляет, умнейший и знающий — образовывает, добрейший учит милосердию, сильнейший — защищает и пр. Всё похоже на коммуны Н.Г. Чернышевского, которые снились Вере Павловне. «То, что я буду говорить об общественном строе, есть только в МОИХ глазах совершенство… Скорее, мои мысли есть только попытка отыскать совершеннейшие формы жизни. Путь к ним особенно труден и мало известен, потому что основан на недостатках и достоинствах человеческой души» [Циолковский К.Э. Миражи будущего общественного устройства. М.: Самообразование, 2006. С. 36]. В работах К.Э. Циолковского совершенно не учитывается реальная ситуация в России (как до- так и послереволюционная), и только однажды мы натыкаемся на восприятие им происходящего в стране («управляют миром ограниченные полуслепые люди»). Хотя, возможно, К.Э. Циолковского подтолкнула к созданию проекта идеального общества именно революция, как возможность глобальных изменений. При этом он не воспринимал свои проекты как утопию.

Редукция в подходе к религии и приравнивании к ней морали, «вырастали» у него из «естественнонаучного» подхода, лежащего в основе всей его философии: «как и во всех своих трудах, я стараюсь все свести к одному началу, старой Ньютоновской механике» [Циолковский К.Э. Щит научной веры. М.: Самообразование, 2007. С.117]. Подобный подход детерминировал понимание социума как механического соединения тел (наделенных разумом) и дополнялся идеей восходящей эволюции как всего человеческого общества (с определенного времени — всекосмического), так и отдельного человека (его телесности, нравственности и интеллекта). Эволюция социума («суммы человеков») была возможна в силу выборности руководителей, рациональном взаимодействии общин, иерархии ячеек социума (при делегировании руководителей из высших ячеек в низшие), слиянии общин в одну и уход с Земли (эфирная жизнь). «Ад на земле уничтожен, нет на ней страдания, пора подумать о планетных мирах, отставших случайно в развитии от земли» [Циолковский К.Э. Миражи будущего общественного устройства. М.: Самообразование, 2006. С. 244]. «Идеальное государство» [Там же. С. 147] начинается с маленькой общины, где связь «между жителями будет двух сортов: экономическая… и нравственная, для взаимного изучения и отбора лучших» [Там же. С.146], что возможно, так как «каждый ученик (и в тоже время учитель), чтобы не сбиться с истины и не уклониться в сторону, может для своего руководства получить книгу с подробным изложением примерного общественного устройства» [Там же. С. 147]. Консолидация человечества будет происходить естественно.

К.Э. Циолковский нигде не описывал специально ни путей, ни механизмов данного процесса, только в «Монистическом материализме» мельком говорится, что человечеству может быть недостаточно солнечной энергии или к объединению приведут вероятные планетарные и космические катастрофы. Представленный социальный идеал и перспективы будущего у Циолковского были рассчитаны на миллионы лет, но, как и полагается в утопических концепциях, механизм предъявлен не был: «Истинный путь к совершенству состоит в том, чтобы ничего ни у кого без согласия не отнимать, не нарушать свободы и желаний ближних… Тогда будет мирен, счастлив и успешен наш путь к идеалу» [Там же. С. 37].