ВИРТУАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ «ЛЕТЧИК–САМОЛЕТ»: ВЛИЯНИЕ НА ЛЕТНОЕ МАСТЕРСТВО

ВИРТУАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ «ЛЕТЧИК–САМОЛЕТ»: ВЛИЯНИЕ НА ЛЕТНОЕ МАСТЕРСТВО

© М.Б.Меликова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
2015 г.

Рассмотрено влияние виртуального типа человеко-машинного взаимодействия в «стеклянных кабинах» гражданских самолетов на психологические основы летного мастерства. Проанализированы факторы утраты физического смысла управляющих действий летчика.

Взаимодействие «летчик-самолет», соответствующее высшему уровню психической регуляции деятельности, является синергети-ческим, объединяющим сильные стороны человека и техники. В традиционных кабинах ЛА обнаруживаются ряд неэффективных типов человеко-машинного взаимодействия, понижающих адаптивные возможности человека (директорный, символический, тренажерный).

Признаками высокоавтоматизированных («стеклянных») кабин являются: дисплеи, бортовой навигационный компьютер с кнопочным интерфейсом, боковая ручка управления, отсутствие загрузки на рычагах управления, цифровая электродистанционная система управления, «жесткая схема» ограничения параметров (программное блокирование управляющих сигналов летчика), концепции взаимодействия «менеджер полета» и «тёмная кабина» (появление индикации только при отклонении от заданного режима).

Приведены различия подходов «агрессивной автоматизации» и «Человеко-центричной автоматизации» управления, поддерживающего классические схемы человеко-машинного взаимодействия. Данные технические новшества создают технические предпосылки виртуального взаимодействия «летчик–самолет». Управление самолетом «через компьютер» является целевым (летчик назначает «задающий блок» для автоматики), автоматика моделирует поведение «идеального объекта» для человека как слабого звена системы.

По сравнению с пилотированием традиционных летательных аппаратов деятельность «стеклянного пилота» трансформирована. Пилотирование как управление силами и моментами, действующими на самолет, заменяется 1) программированием бортового компьютера («кнопочный пилот»), 2) пилотированием несуществующего в природе объекта («виртуальный пилот»).

Препятствием к активизации высших механизмов психической регуляции (обретению «чувства самолета») в «стеклянной кабине» служат:

1. Обеднение и деформация неинструментальной информационной модели (НИМ) полета;

2. Затруднение построения «сенсомоторных шкал», отражающих поведение объекта;

3. Затруднение построения «межпараметрических шкал», образующих координированную информационную модель полета;

4. Отсутствие ресурсной модели объекта – основы адаптивного поведения летчика;

5. Распад исследовательского контура взаимодействия (контура настройки психологического регулятора деятельности) ввиду утраты физического смысла действий летчика с органами управления.

В высокоавтоматизированной кабине теряется ощущение реальности полета: автоматикой «отменяются» некоторые законы аэродинамики, предоставляются «безграничные» ресурсы управления, летчик «забывает», что самолет статически неустойчив, что у него существуют физические ограничения.