ВОПЛОЩЕНИЕ ИДЕЙ УЧЕНЫХ-КОСМИСТОВ В ПРАКТИКЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО КОСМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© И.В.Иванова, А.Ю.Кононова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2015 г.

В содержании нового закона «Об образовании», материалах Национальной доктрины образования в РФ, Федеральной программе развития образования и Концепции модернизации российского образования подчеркивается, что одной из приоритетных задач современного образования является создание условий для сопровождения саморазвития личности, духовно-нравственного развития учащихся, формирования смысло-жизненных ориентаций и ценностей.

Решение задачи создания условий для саморазвития учащихся видится сегодня наиболее успешной в рамках дополнительного космического образования, которое объединяет в себе две характеристики развития образования — вариативность и мировоззренческую основу личностно-ориентированного образовательного процесса, единство которых обеспечивает максимум условий и возможностей для взращивания в ребенке ценностно-смысловых ориентиров, духовно-нравственной основы развития личности.

Обращение сегодня к идеям дополнительного космического образования является особенно актуальным в свете реализации приоритетных идей модернизации образования в РФ, в частности, в условиях освоения новых ФГОС, в рамках которых одним из приоритетных направлений современного образования выступает внеурочная деятельность.

Бесспорную актуальность имеет реализация идей космического образования в Калужском крае, богатом космическим наследием. В Калуге особое внимание уделяется развитию дополнительного космического образования, построенного на принципах вариативности и содержательно опирающегося на педагогические идеи ученых-космистов. В этом весомый вклад принадлежит деятельности Детско-юношеского центра космического образования «Галактика» Калуги (далее — ДЮЦКО «Галактика», Центр). Центром выстроена система сотрудничества с образовательными организациями разных типов и видов через реализацию инновационных образовательных проектов космической направленности, что позволяет вовлечь большое количество детей в практику общего и дополнительного космического образования.

Центром реализуются такие инновационные образовательные проекты для детей разного возраста, как:

– проекты для обучающихся 1–4 классов («Маленький принц»; «Мой новый мир»; «Наш дом — Вселенная»; «Начальное техническое моделирование»);

– проекты для обучающихся 5–8 классов («Гагаринские дни в Гагарине»; «В космонавты я б пошел, пусть меня научат»; «Гагаринские дни в Центре»; «Интеллектуально-творческие экспедиции «Космическая одиссея»; «Малая Академия Наук». Калуга; «Космоинженер»; «Школьный спутник в Калужской области»);

– проекты для обучающихся 8–11 классов («CanSat в России»; «Молодежное дизайн-бюро»).

Центром ежегодно проводятся городские конференции обучающихся, посвященные памяти К.Э. Циолковского и А.Л. Чижевского «Старт в науку», «Юность — Космосу»; интеллектуально-творческие турниры для школьников «Кто Вы, профессор Чижевский?», «Известный и неизвестный Циолковский» городские выставки «Взлет», «Космос глазами детей»; фестиваль воздухоплавания «Разноцветное небо Калуги»; городские соревнования по простейшим, комнатным летательным моделям, ракетомодельному спорту. Организуются профильные смены («Уникальность калужской территории», «Калуга — взгляд из космоса»), летние аэрокосмические смены с привлечением научных сотрудников Мемориального музея космонавтики (г. Москва) и ведущих преподавателей системы дополнительного образования г. Калуги, городские и школьные олимпиады по астрономии и космонавтике, викторины и другие мероприятия, направленные на привлечение детей к ознакомлению с историческим прошлым и настоящим Калуги — колыбели космонавтики. И это далеко не все мероприятия, организатором которых является ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги.

Система дополнительного космического образования, предлагаемая ДЮЦКО «Галактика», с 2014 г. вышла на новый виток развития, а именно, Центр стал проводить мероприятия Всероссийского уровня. В 2014 г. ДЮЦКО «Галактика» совместно с Общероссийской детской общественной организацией «Общественная Малая академия наук «Интеллект будущего» в г. Калуге провели Всероссийские научно-практические конференции обучающихся: «Шаги в науку. Калуга» и «Юность. Наука. Космос».

Летом 2014 г. в ФГБОУ ДОД «ФДЦ «Смена» (п. Сукко г. Анапа) прошла специализированная (тематическая) профильная смена «Космические игры-2014». В августе 2014 г. педагоги и воспитанники ДЮЦКО «Галактика» приняли участие в космической смене «Артек — первая космическая», которая проходила в детском оздоровительном лагере «Артек» в Крыму.

10–11 сентября 2014 г. по инициативе Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка П.А. Астахова при поддержке Губернатора Калужской области А.Д. Артамонова в г. Калуге состоялся первый Всероссийский Детский Форум «Дети! Россия! Будущее!». Министерством образования и науки Калужской области совместно с ДЮЦКО «Галактика» организовано поведение секции «Реализация права ребенка на образование и всестороннее развитие — залог творческого, научного и интеллектуального потенциала».

В ноябре 2014 г. воспитанники ДЮЦКО «Галактика», занимающиеся робототехникой, приняли участие во Всемирной олимпиаде по робототехнике, которая проходила в г. Сочи.

В январе 2015 г. ДЮЦКО «Галактика» совместно с Министерством образования и науки Калужской области при поддержке управления образования г. Калуги, общероссийской детской общественной организации «Общественная Малая академия наук «Интеллект будущего» и Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования провел Всероссийские детско-юношеские научные чтения им. С.П. Королева.

Возможность участия детей в таком многообразии мероприятий создает благоприятные условия для саморазвития учащихся всех возрастов, способствует позитивной социализации подрастающего поколения и сохранению космического наследия калужан.

Полагаем, что реализация системы дополнительного космического образования способствует:

– предоставлению широких возможностей для развития каждого ребенка по разнообразным видам деятельности с учетом направленности личности;

– эффективной организации внеурочной деятельности учащихся в условиях введения ФГОС;

– объединению усилий для внедрения современных технологий, инновационных проектов;

– расширению возможностей для повышения уровня профессиональной компетентности учителей в области реализации внеурочной деятельности;

– удовлетворению профессиональных запросов участников образовательного процесса.