ВЗГЛЯДЫ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО И А.В. СУХОВО-КОБЫЛИНА НА ЭВОЛЮЦИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА: СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ

ВЗГЛЯДЫ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО И А.В. СУХОВО-КОБЫЛИНА НА ЭВОЛЮЦИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА: СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ

© В.В.Лыткин, О.В.Леонова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Исследование научного творчества К.Э. Циолковского"
2015 г.

В докладе рассматриваются взгляды К.Э. Циолковского (1857–1935) и А.В. Сухово-Кобылина (1817–1903) на проблему эволюции человечества. Мыслители приходят к выводу о неизбежности пе-рехода эволюции человечества к космической эволюции. Делается вывод о прогрессивном характере «космической философии» Циол-ковского и теории трехмоментного развития Сухово-Кобылина, ее прогностической направленности, о том, что русские космисты стояли на позициях прогрессизма.

В своей «космической философии» Циолковский писал о том, что в изменяющихся внешних условиях среды обитания эволюция бу-дет продолжаться, а на тех планетах, на которых потенциально воз-можна жизнь, она будет адаптироваться к изменяющимся там услови-ям. Таким образом, Циолковский впервые, с точки зрения антрополо-гии, рассматривал вопрос о вероятных формах жизни в иных (не зем-ных) условиях существования. Он пришел к выводу о том, что, в лю-бом случае, можно предвидеть возможные пути развития жизни и жи-вых организмов, исходя из общих данных естественных наук. Каким же себе представлял К.Э. Циолковский этих гипотетических вероят-ностных животных, потенциально способных населять другие плане-ты. Каков их общий вид — рост, механика движений и иные вероят-ностные параметры. Ученый отмечал: «Мы говорим про существа, подобные людям, только более совершенные. Между ними могут быть всевозможные породы, приспособленные к жизни на всяких плане-тах…». Циолковский полагал, что человеческая эволюция не заверши-лась. Более того, в самом недалеком (относительно) будущем, наша эволюция продолжит свое бурное развитие. Причем это будет эволю-ция и антропологическая, и социальная, и нравственная. Связано это будет с началом эры освоения космоса.

Огромное влияние на мироощущение Сухово-Кобылина оказал представитель немецкой классической философии В.Гегель. Изучению трудов Гегеля Сухово-Кобылин посвятил большую часть своей жизни. Он пытался создать новую, во многом фантастическую философскую систему, которая должна была охватить и объяснить не только исто-рию человечества, но и космос с его закономерностями. Неудовлетво-ренность нравственными выводами и политическими идеями гегелев-ской философии выливалась в частые заявления писателя о своем разочаровании в Гегеле, о готовности принять социалистические си-стемы и о необходимости полного обновления философии.

Основополагающей для Сухово-Кобылина была идея противо-речия, раздвоения на противоположности, «эналакса» (перехода) этих противоположностей, через который и происходит «поступание» мира. Толчком к осознанию главной задачи человечества для философа стала эволюционная теория Ч.Дарвина, его книга «Происхождение человека и половой подбор». В этой теории он увидел тенденцию восходящего характера эволюции, которую проследил в своей теории «трехмоментного» развития человечества, выделив три стадии: 1) земного (теллурического), 2) солярного (солнечного), 3) звездного (сидерического). Первая стадия — земная (теллурическая) заключается в жизни человека на Земле, его активной деятельности. Вторая стадия предполагает расширение жизни не только на Земле, но и в околосолнечном пространстве, а третья — овладение всем звездным миром, всей Вселенной.

Только огромный эволюционный рывок может обеспечить освоение небесных горизонтов. Активная эволюция у Сухово-Кобылина включает его «бесконечную инволюцию... в себя самого, поступание в глубь» самосознания, вплоть до «соключения с самим собой» большого одухотворения.

В рассуждениях Циолковского и Сухово-Кобылина встречаются жесткие интонации. Восхождение и одухотворение человечества в целом они мыслили путем беспощадного отбора, истребления слабых и неприспособленных форм. Мыслители хладнокровно обрекали на огонь «селекции» все промежуточные формы, ведущие род людской к блистательному звездному финалу.