ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

© В.А.Азаев
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2016 г.

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-16-40018

В методических рекомендациях к разработке программ допол-нительного образования детей с ограниченными возможностями здо-ровья говорится о том, что дополнительное образование детей направ-ленно на обеспечение социокультурного образования личности, соци-ально-профессионального самоопределения, реализации жизненных планов. Оно ориентировано на удовлетворение индивидуально-групповых потребностей, которые объективно не могут быть учтены при организации общего образования, в том числе для детей с ограни-ченными возможностями здоровья.

Дополнительное образование детей с ограниченными возмож-ностями здоровья (ОВЗ) характеризуется очевидной актуальностью для обучающихся, поскольку связано с реализацией личностных по-требностей и жизненных планов. В системе дополнительного образо-вания познавательная активность обучающихся всегда выходит за рамки собственно образовательной среды в сферу самых различных социальных практик. Становясь участниками детско-взрослых образовательных сообществ, ребенок с ОВЗ получает широкий социальный опыт конструктивных взаимодействий и продуктивной деятельности. В творческой среде дополнительного образования, обеспечивающей возможности для раскрытия и эффективного развития способностей, формируется творческая социально зрелая и активная личность, стремящаяся к постоянному самообразованию, самосовершенствованию и самореализации на протяжении всей жизни.

В соответствии с Концепцией развития дополнительного обра-зования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р) предполагается расшире-ние спектра дополнительных общеобразовательных программ, вклю-чающее разработку и внедрение адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации детей с ОВЗ с учетом их особых обра-зовательных потребностей.

Современный педагогический работник, задействованный в си-стеме дополнительного образования детей с ОВЗ, должен свободно ориентироваться в вопросах на знание особенностей работы с данной категории, инклюзивности, реабилитации, адаптации, интеграции.

В силу особенностей организации процесса обучения (напри-мер, дистанционное образование) и распространения практики элек-тронного образования педагог дополнительного образования должен обладать базовыми знаниями по информационно-коммуникационным технологиям, то есть иметь навыки работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой, мультимедийным обо-рудованием, дистанционными технологиями и интернет технологиями.

Для самооценки и оценки квалификации педагога дополнитель-ного образования, работающего с детьми с ОВЗ, целесообразно ис-пользовать ряд критериев — компетенций педагога, которые распре-делены по двум группам: 1) профессиональные компетенции; 2) лич-ностные компетенции.

Для разработки профессионального стандарта педагогической деятельности в системе дополнительного образования также необхо-димо рассматривать показатели деятельности педагога, работающего с детьми с ОВЗ, по следующим направлениям: продуктивность и эффективность методической деятельности; получение общественного признания.

Кроме того, не лишним будет оценить умение педагога допол-нительного образования связывать теорию с практикой. Еще в конце XIX в. учитель математики К.Э. Циолковский старался передать клас-су знания, полезные на практике, которые можно будет применить в жизни, которые способствуют «расширению умственного кругозора». Доказывая правило или теорему, прежде чем прийти к окончательному выводу, он задавал вопросы, небольшие задачи и, переходя от простого к сложному, от частных случаев к общему закону, подготовлял учащихся настолько, что усвоение разбираемой теоремы делалось для них вполне доступным. Смотритель Боровского уездного училища И.А. Любимов положительно оценил методику преподавания великого ученого, указав, что уроки Константина Эдуардовича «всегда оставляют по себе весьма приятное впечатление», что «его приемы преподавания просты и практичны, оживляют и заставляют быть внимательными учеников во все время уроков». Любимов заключил, что «Циолковский предан своему делу и продолжает свое самообразование, читает руководство по математике не только русских, но и французских авторов; занимается алгеброй и высшей математикой; делает сам модели геометрических тел и физические приборы. Под руководством такого умелого, практического и образованного учителя дети умственно развиваются и приобретают серьезные познания в математике».