ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

© Т.Б.Нестерович, А.А.Меденков
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2016 г.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания лич-ности гражданина России предопределяет взаимосвязь образователь-ных программ подготовки специалистов и их дополнительного образования, а также механизмов регулирования образовательной деятельности в интересах профессионального развития. Намеченные пути и способы развития непрерывного образования в Российской Федерации призваны обеспечить конкурентоспособность инновационной экономики и реализацию потребностей личности в непрерывности профессионального образования. В связи с этим особое внимание уделяется программам дополнительного образования, предназначенным для формирования профессиональных компетенций и развития навыков, необходимых для осуществления трудовой деятельности. Для повышения профессиональной компетенции специалистов и работников аэрокосмической отрасли необходима систематическая работа по обновлению их знаний и повышению квалификации. Она должна осуществляться с ориентацией на квалификационные требования, предъявляемые к должности соответствующего иерархического уровня.

Организационными механизмами стимулирования образова-тельной деятельности на аэрокосмических предприятиях можно обес-печить функционирование системы непрерывного профессионального образования специалистов, повышение эффективности использования их интеллектуального потенциала и создания условий для самореали-зации в процессе профессиональной деятельности с использованием на различных уровнях образования современных технологий и мето-дов приобретения знаний и оценки качества образования.

Применительно к дополнительному профессиональному обра-зованию специалистов аэрокосмических специальностей рекомендо-вана иерархическая система формирования знаний, навыков и умений, направленная на формирование и развитие профессионально важных качеств и их целенаправленное развитие на основе индивидуализации и дифференциации обучения и учета образовательных потребностей. Одновременно разработана модульная система оценки дополнительного профессионального развития специалистов в системе их профессионального развития.

Использование модульного подхода создает основу для оценки и мониторинга показателей профессионального развития специалистов и влияния повышения ими квалификации на эффективность профессиональной деятельности. Оперативные данные такой оценки могут учитываться в системе морального и материального поощрения и стимулирования повышения производительности труда.

Адаптация модульной системы оценки качества и эффективно-сти профессиональной деятельности специалистов к особенностям организации производственной деятельности предприятий и организа-ций авиакосмической отрасли предполагает уточнение системы пока-зателей, используемых для такой оценки, и их место в интегральной оценке профессиональной деятельности в условиях конкретного вида хозяйственной деятельности. Определены возможности автоматизации оценки результатов профессиональной деятельности с учетом показателей, характеризующих активность и результаты повышения квалификации и профессионального развития специалистов.

Функционирование такой системы может способствовать выяв-лению организационных, интеллектуальных и психологических ресурсов и резервов повышения эффективности профессиональной деятельности специалистов и их использованию в интересах повышения мотивации и стимулирования повышения квалификации и профессионального развития специалистов.