ФИЛОСОФСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕАСПЕКТЫ НАУЧНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

ФИЛОСОФСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕАСПЕКТЫ НАУЧНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

© А.В.Маслова, А.А.Меденков
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2016 г.

Стратегия развития космической деятельности России предусматривает реализацию масштабных проектов по освоению дальнего космоса. Эта стратегия предполагает обоснование решений по определению актуальной структуры опережающих исследований в интересах ее успешной реализации. Основу такого определения составляют результаты прогнозирования средств, методов и условий осуществления межпланетных экспедиций и профессиональной деятельности экипажей на поверхности Луны и Марса. В связи с этим актуальным становится рассмотрение философских и психологических аспектов научного прогнозирования как интеллектуального процесса взаимосвязанного учета знаний и представлений о проблеме, потенциале развития науки и техники, возможностях их имплементации в интересах обоснования и определения актуальных целей и задач.

Научное прогнозирование является одним из условий обоснования планирования и проведения исследований в интересах подтверждения или опровержения выдвигаемых гипотез и концепций. Аспекты философского и психологического рассмотрения прогнозирования касаются закономерностей когнитивных процессов, связанных с ассоциативным, образно-символическим и логическим мышлением, которые реализуются путем преобразования информации на основе интуиции, обобщения, сопоставления, анализа и формулирования интегральных положений, заключений и выводов.

Нами разработана концепция взаимосвязанной структуры психических процессов определения и сопоставления когниций как основы возникновения мысли, интегрирующей их релевантные аспекты. Такая мысль представляет собой новое суждение, догадку или предположение, требующее подтверждение или опровержение. Процесс порождения мысли описывается общефилософскими категориями и может рассматриваться с позиций выявления составляющих их ассоциаций или логических операций одной направленности по отношению к актуальному предположению или интегральному свойству. Анализ структуры процесса научного прогнозирования показал важность генерирования и взаимосвязанного рассмотрения идей, предположений и представлений, способных стать основой интегральных целей и задач, определяющих методы и средства их достижения. При этом повышается роль и значение согласования процессов обоснования возможных методов, средств, способов и формулируемых положений, заключений и выводов.

Применительно к направлениям и содержанию исследований и разработок в интересах межпланетных экспедиций из анализа философских и психологических аспектов прогнозирования потребностей в исследованиях по их обеспечению следует, что слагаемыми их успешности становятся:

1) формирование, определение и уточнение перечня задач межпланетных экспедиций, возлагаемых на экипажи и требующих для решения соответствующего обеспечения в части подготовки, снаряжения, проведения работ, получения результата и его последующего использования;

2) изучение, обобщение и анализ мыслей, идей, предположений и аргументов, касающихся целей, задач, средств и условий профессиональной деятельности, а также системы жизнеобеспечения, организации труда, отдыха и реабилитации экипажей экспедиций в качестве основы для взаимосвязанного рассмотрения и определения проблем и задач научных исследований и разработок;

3) определение факторов, способных оказать влияние на достижение целей экспедиций и безопасность перелетов и требующих проведения системных взаимосвязанных исследований и разработок по обеспечению психофизиологической надежности членов экипажей.