ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДЕКОМПОЗИЦИЯ И ПОСЛЕДУЮЩАЯ КОМПОЗИЦИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАНДИДАТОВ В КОСМОНАВТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРИЯ ПОЛЕТА ПИЛОТИРУЕМЫХ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ»

© А.И.Кондрат, Г.Д.Орешкин, А.И.Шуров
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы профессиональной деятельности космонавтов"
2016 г.

Существенную роль в подготовке кандидатов в космонавты на этапе общекосмической подготовки играют дисциплины, обеспечивающие получение углубленных профессиональных знаний и позволяющие максимально полно адаптировать будущих космонавтов к профилю их последующей космической деятельности. Одна из таких дисциплин – «Теория полета пилотируемых космических аппаратов», основным содержанием которой является движение пилотируемого космического аппарата (ПКА), изучение общих закономерностей полета, а также его особенностей в различных частных случаях. Знание основ теории полета способствует лучшему пониманию вопросов управления движением ПКА и его навигации. Чтобы управлять ПКА и контролировать работу его систем, космонавт должен определенным образом воспринимать окружающую его обстановку, осмысливать полученную информацию и соответственно воздействовать (в случае нештатных ситуаций) на органы управления.

Теория полета космических аппаратов (КА) стала разрабатываться задолго до того, как началось практическое освоение космоса. Первоначально в основу этой теории легли два важных раздела механики — классическая небесная механика и теория реактивного движения, основоположниками которой были К.Э. Циолковский и продолжатель его идей Ф.А. Цандер.

Подготовку первых космонавтов по теории полета ПКА проводили ученые Академии наук СССР. В 1976 году известным ученым в области динамики полета Г.Г. Бебениным и женщиной-космонавтом (из первого «женского» набора) В.Л. Пономаревой было разработано первое учебное пособие по теории полета ПКА. С тех пор прошло немало времени, менялись объем и содержание дисциплины, но она по-прежнему входит в программу подготовки каждого космонавта.

Цель настоящего исследования на современном этапе развития космической техники и усложнения программы космического полета заключается в разработке необходимых требований к подготовке кандидатов в космонавты по дисциплине «Теория полета пилотируемых космических аппаратов» и, соответственно, определении объема и содержания программы подготовки, что, в свою очередь, позволит сформировать необходимые знания для дальнейшей подготовки по смежным дисциплинам и выполнения программы полета в целом. Для достижения этой цели используем методы декомпозиции и затем композиции. Другими словами, расчленим систему подготовки кандидатов в космонавты по дисциплине «Теория полета пилотируемых космических аппаратов» на части, проанализируем каждую из них, а затем полученные результаты снова соединим в систему.

В докладе в качестве подсистем приводятся требования к подготовке кандидатов в космонавты, содержание и объем программ подготовки по дисциплине «Теория полета пилотируемых космических аппаратов» за последние десятилетия.