ГНОСТИЦИЗМ И ФИЛОСОФИЯ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО

© А.А.Блискавицкий
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2016 г.

Религиозные воззрения К.Э. Циолковского весьма неоднозначны и вызывают много споров. Нередки попытки сопоставления их с различными религиями, особенно с православным христианством. Положения, содержащиеся в трудах Циолковского, достаточно противоречивы, но при этом они свидетельствуют об устойчивом интересе автора к религиозной проблематике, несмотря на его утверждения о том, что он «чистейший материалист». Мыслитель говорит о тонкой, разреженной материи, о боге-вселенной, которая чувствует, так же как мы, являющиеся частью этой Вселенной, о высших существах, президенте мира, некотором постоянном Идеале и прочих феноменах, выходящих за рамки вульгарного материализма и механицизма.

Утверждения К.Э. Циолковского о монизме Вселенной также вызывают многочисленные дискуссии. Согласно его идеям, жизнь делится на совершенную и несовершенную (полученную в результате самозарождения). Между людьми и Идеалом существует множество посредников. Онтологические рассуждения Циолковского представляются крайне запутанными. Их, пожалуй, легче понять через призму гностицизма. В гностицизме (с учетом широкого смысла этого термина) между обыденным, несовершенным человеческим миром и Идеалом существует пропасть, которую можно преодолеть, приложив различные усилия. То же мы находим и у Циолковского, более того, он пытается рационально описать ступени преодоления разрыва между человеком и «богом», фактически выстраивая своеобразную онтологию: в основе всего Причина Вселенной, сама Вселенная рангом ниже, затем Природа, разум, воля, жизнь (человек, животные, растения).

Человек находится в самом низу этой лестницы: он несовершенен, слаб и подвержен страданиям. Само его существование является, чуть ли не простым недоразумением, ибо почти все остальные существа живут счастливо и появляются не путём самозарождения. Слабых и больных людей, а также животных Циолковский призывает гуманно ликвидировать (препятствуя их размножению), подчёркивая их несовершенство даже с эстетической позиции (например, его отвращение к некоторым видам домашних животных).

Всех людей К.Э. Циолковский делит на типы: гении, очень талантливые люди и все остальные, кому не суждено спастись, чей род должен быть подвергнут гуманной ликвидации. Подразделение людей на три типа встречаются еще в гностическом учении Валентина (II век). Хотя едва ли калужский ученый имел о нем представление.

Избранные люди должны собраться вместе, преображая этот мир и самих себя, способствуя положительной селекции. Так выглядит и сотериология Циолковского — лучшие должны отделиться и, преображая материю и самих себя, переселяться на другие планеты, в дальние миры, изменяя собственную природу, приближаясь к Идеалу.

Существует и ряд косвенных признаков, сближающих позиции Циолковского с гностицизмом:

1. Эоны — духовные сущности, эманации божества между высшим миром и человеком имеют особое значение в учении Валентина. Опредёленная иерархия существ, восходящих к Абсолюту, существует и в учении К.Э. Циолковского.

2. Спасение в гностицизме достигается во многом через интуитивно постигаемое знание. Циолковский тоже много говорит о науке, научно-техническом прогрессе, однако его метод познания (в том числе и интуиция) — это мистическое прозрение, общение с «высшими силами».

3. Положение об иллюзорности материи, её противоположности истинному миру очень важно в большинстве гностических учений. Однако в ряде из них материя наделяется ценностными характеристиками, проявляющимися в процессе своего преодоления, например, через страдания, отказ от чувственных удовольствий. Циолковский часто говорит о приверженности материализму, однако материализм этот весьма условен. По его мнению, с материей нужно работать, преображая её в более разреженную, приближенную к Абсолюту. Кроме того, гений должен пройти через страдание и отвержение другими людьми.

4. Само появление материального мира трактуется гностиками как некая случайность, ошибка или злой умысел демиурга — схожее говорит и калужский мыслитель, подчёркивая, что наш обыденный мир дальше всего от Абсолюта. Таких несовершенных миров осталось совсем мало, по недосмотру высшей силы.

5. Ещё одна важная черта гностицизма — указание на инаковость Человека земному миру. Человек как бы находится в спящем состоянии, причём среди мертвецов, которые мешают ему проснуться. К.Э. Циолковский подчёркивает, что гении и таланты должны отделиться от всех остальных и начать сознательную эволюцию.

Религиозные воззрения Циолковского, таким образом, вполне можно отнести к разновидности гностицизма.