ИНДИВИД И ЛИЧНОСТЬ БУДУЩЕГО: ПРОЕКТ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО И СОВРЕМЕННАЯ МИРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

© В.М.Мапельман
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2016 г.

К.Э. Циолковский в конце XIX − начале XX веков предложил образец будущего обитателя нашей планеты и космоса. Для разработанного им апофеоза социальной селекции характерным является совершенный разум, «малая чувствительность к радостям и страданиям, философское равнодушие, мудрость в распоряжении жизнью и природой». Глубина накопленных на нашей планете научных знаний обеспечит полное исчезновение естественных процессов и явлений, создание универсальной искусственной технической среды для существования и деятельности людей, что сделает жизнь каждого благополучной и счастливой.

Наиболее уважаемым и продуктивным станет интеллектуальный труд. Все остальные виды деятельности будут осуществляться в условиях полнейшего изобилия машин и сырья, транспорта и приспособленных помещений, специалистов и практиков, профессионалов высочайшего уровня. Соперничество сохранится лишь в области разума, что позволит определить наиболее приемлемых лидеров, способных вести за собой людей. Право производить потомство будут иметь только лучшие (гении).

Они характеризуются своими умственными достижениями, моральными целями, намерениями, стремлениями. Это − элита, носитель знаний, культуры, нравственности, уникальный феномен, достойный со стороны общества особого почтения и гарантированной сохранности. Все остальные его обслуживают и ему подчиняются. Если нравственные последствия поведения гениев расходятся с моральными намерениями, но сопровождаются чрезвычайно значимыми творческими достижениями, то нравственная планка для них заметно снижается. Они освобождаются от вины, которая обычно перекладывается на других или списывается на случайные стечения обстоятельств. Итак, гений у Циолковского — эталонное добро, предельное совершенство, оцениваемое не моральными критериями, а критериями познавательной деятельности. За ним будущее человечества.

Этот типичный вариант социального проекта будущего является утопическим по своему характеру и либерально-демократическим − по типу. Он начал складываться в западной буржуазной философии в XVIII−XIX веках. В России нашел своих сторонников и последователей в начале нового столетия, в частности в лице К.Э. Циолковского. Однако в отличие от разработчиков, Константин Эдуардович, довел его до определения методов реализации и выявления последствий внедрения заявленных намерений.

В настоящее время подобная буржуазная модель значительно укоренилась в мире. Чрезвычайно широкое распространение она получила в сфере образования. Ее суть — сегрегация (принудительное отделение какой-либо группы населения) с детства. Массовое распространение и законодательное закрепление данного процесса на Западе не осталось без внимания и в нашей стране, старательно копирующей все его модификации (мероприятия болонского процесса, «практику красной черты», интеграцию, специализацию, инновации и т.п.). Цель — жестко разделить еще в детстве людей на отдельные группы и с помощью системы образования развести их друг от друга как можно дальше, лишая значительный части знаний и надежд на возможные будущие перспективы. Этой цели служит элитарное (традиционное), многогранное, фундаментальное, малодоступное, дорогое образование для очень немногих (будущих правителей). Вторая группа — «таланты», из которых лишь небольшая часть будет подпущена к высококачественному образованию, но основная масса исчезнет в ширпотребе бакалавриата, так и не добравшись до достаточно примитивной магистратуры. Третья, самая большая группа, путем манипуляций с программами «адресной поддержки», «педагогического сотрудничества», «интереса ребенка к обучению», «безопасных для детства зон», «квалифицированного потребителя», «специализированного обучения», «определения набора лишних знаний» должна превратиться в усредненную массу, способную дополнять те или иные технические устройства, став квалифицированными рабочими и солдатами. Четвертую группу составляют маргиналы и скатывающиеся в эту пропасть ненужные правителям граждане. От них необходимо освобождаться. Этот процесс может коснуться любого человека в любом возрасте, но лишь о представителях первой группы общество проявит заботу (даже вопреки закону).

В начале марта 2016 года в Москве завершил свою работу форум Агентства стратегических инициатив и Школы управления Сколково. Встреча проходила в рамках международной программы «Глобальное образование будущего». Был принят итоговый документ «Карта образования будущего», в котором перечислены мероприятия, рекомендованные для внедрения в течение ближайших 15 лет. Среди них: использование медицинских препаратов для улучшения познавательных способностей; учет успехов в компьютерных играх в качестве элементов образования; обучение с опорой на триггерные точки перехода; рассмотрение особо талантливых детей как объектов финансового инвестирования; имплантация гаджетов в отдельные части тела; цифровое моделирование ценностей и конструирование этики на основе виртуальных онлайн-игр; внедрение Т9-зации для исключения необходимости владения навыками письма и формулировки мыслей.

Таким образом, то, что было просчитано К.Э. Циолковским еще век тому назад и вызвало (да и сейчас вызывает) многочисленные упреки в его адрес в пропаганде откровенной безнравственности рекомендуемых им методов движения общества к будущему, реализуется полным ходом в наши дни. Константин Эдуардович — дитя своего времени, времени открытой пропаганды буржуазных идеалов и образцов и скрытого, тайного подбора методов их воплощения. Однако он их давно сделал всеобщим достоянием. Правда, его мало кто услышал.