ИНЖЕНЕРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ ТЕХНИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ

© И.В.Доронин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2016 г.

По мнению К.Э. Циолковского, фантастика и техническое твор-чество несут новую мысль в массы. Кто этим занимается, тот делает хорошее дело: вызывает интерес, пробуждает к деятельности мозг, рождает сочувствующих и будущих работников великих намерений. Другими словами, фантастика и техническое творчество являются ключом для быстрого вовлечения большого количества молодых лю-дей в науку и технику.

Эти мысли великого ученого нашли отражение в традициях русской инженерной школы. Понятие «русская инженерная школа» появилось в ХIХ в., когда метод подготовки инженеров стал известен и признан во всем мире. Формула, лежащая в основе данного метода «практика – теория – практика» многократно подтверждала действен-ность традиций русской инженерной школы, исторические события последних 150 лет это ярко иллюстрировали.

Следует вспомнить волны индустриализации конца ХIХ – нача-ла ХХ вв., годы первых пятилеток, предвоенные годы, военный и по-слевоенный периоды, расцвет науки с 1950-х гг., космонавтики вместе с научной и производственной базой. Возможность быстро расти, культивируя положительный опыт, восстанавливаться в кратчайшие сроки, оперативно решать тактические задачи общегосударственного масштаба — это всё следствия традиций русской инженерной школы.

Нет сомнений, что Циолковский предвидел потенциальные воз-можности школы и как мыслитель, и наблюдая этапы становления её воочию. Это хорошо видно в трудах великого учёного. То, что на мо-мент написания казалось фантастикой, через несколько десятилетий становилось привычной реальностью. И это не простые совпадения. Так кто же такой инженер?

Инженер — это, прежде всего, изобретательный человек. Изоб-ретательство — творческий процесс, построенный на интуиции, базо-вых знаниях, опыте, знании специальных методов поиска решений. Необходимо учить будущего инженера мыслить не шаблонными ре-шениями и стереотипами. Умение строить причинно-следственные связи — один из базовых принципов. Этому, к сожалению, не учат.

В техническом творчестве необходимо очень чётко разделять понятия «творчество» и «научно-технические навыки и умения». Творчество подразумевает способность выдумывать, изобретать, дру-гими словами — создавать. Но эта способность даётся далеко не каж-дому, причём в различной степени. «Технарь» же — человек «с рука-ми», знающий и чувствующий технику. Современной технике нужны и те, и другие. Подготовка этих групп различна, в первую очередь необходимо сосредоточить усилия на расширении технического кругозора, а потенциальные конструкторы проявятся сами. С ними нужно вести особую работу, создавая максимально комфортные условия для творчества.

Исторический опыт развития страны показывает, что резкий скачкообразный рост уровня технической подготовки возможен.

Необходимо искать новые подходы к организации дополни-тельного образования детей, применять новые технологии и методики преподавания технических дисциплин, формировать систему поиска и отбора талантливой и способной молодежи.

Отсюда возникает вопрос: кем должен быть руководитель тех-нического кружка — инженером или педагогом? Ответ очевиден: и тем, и другим. Будучи великим ученым, Циолковский был и прекрас-ным педагогом. Все свои знания он передавал ученикам, как теорети-чески, так и практически.

Руководитель должен быть технически образованным, грамот-ным специалистом и иметь практический опыт. Не менее важным яв-ляется умение работать с детьми, это чрезвычайно ответственное дело.

Дети — наш технический генофонд. Если сейчас срочными ме-рами не создавать технические кружки, то через некоторое время при-дётся создавать кружки по изучению китайского языка. Нас спасает то, что мы — креативная нация, этому способствовал многовековой уклад жизни. Но потенциал не бесконечен. Внедрение чуждой системы образования и всё большая «деинтеллектуализация» населения не способствуют сохранению творческого потенциала.

Необходимо в начальной точке обучения запускать процесс: «через увлечение — в профессию». Занимаясь в технических кружках и клубах, ребёнок осознанно подходит к выбору будущей профессии, или наоборот — понимает, чем ему заниматься в дальнейшем не сле-дует.

Опираясь на опыт работы Клуба будущих инженеров Центра развития творчества детей и юношества «Созвездие», мы можем опре-делить необходимые и наиболее результативные формы работы для привлечения детей в технические кружки:

– работа с родителями (в формате родительских собраний, об-щения с классными руководителями);

– практические занятия в дни школьных каникул с заинтересо-ванными детьми на детских площадках;

– работа с преподавателями технологии и информатики;

– популяризация технических кружков через средства массовой информации;

Основная идея обучения: действовать не «от простого — к сложному», а «от сложного — к ещё более сложному», брать готовые наработки и решения, разбираться с их функционированием, и далее пробовать создавать что-то авторское.

В процессе обучения изучаются такие предметы, как приклад-ное программирование, конструирование, универсальные методы ре-шения конструкторско-технических задач, технический дизайн, работа на компьютере с программами, в том числе для составления техдокументации.

Но тематика кружка в начальной фазе была достаточно сложной для воспитанников. Нужны были какие-то иные принципы и технологии освоения. Ситуацию достаточно улучшило внедрение в работу модульного конструктора — результат реализации проекта «Инновационные технологии в техническом творчестве», однако о значительном продвижении в освоении современных технологий всё равно говорить не приходилось.

Поиски методик преподавания продолжались. За это время был изготовлен макетно-отладочный стенд силами участников кружка. Стенд в качестве экспоната был представлен на выставке и занял при-зовое место, а также был высоко оценён жюри как полезное учебное пособие. В настоящий момент стенд активно используется в работе кружка. Так же был написан проект «Дистанционный консультацион-но-технический центр» (ДКТЦ) тоже при активном участии кружков-цев.

В продолжение тематики ДКТЦ создаётся сайт — уже в отла-дочной версии. Были изготовлены станки: копировальный, фрезерный и электролобзиковый. С появлением этих станков заметно расшири-лись технологические возможности при конструировании моделей. Большую роль сыграло появление токарного станка для обучающихся в старшей группе.

Улучшило ситуацию появление Лего-конструктора, который позволил начинающим довольно быстро осваивать приёмы современ-ного технического конструирования. Работа с конструктором как таковым, то есть с множеством различных деталей (элементов), развивает конструкторские и дизайнерские навыки у детей, даёт возможность переборкой вариантов искать рациональные решения.

Очень важно в раннем возрасте привить осознание того, что нет некоего одного, идеального решения. Любая конструкторская работа — компромисс среди множества вариантов решений и концепций. На базе Лего эта идея легко реализуется и демонстрируется.

Другой важной составляющей частью Лего-конструктора явля-ется наличие программного модуля с «периферией» — датчиками и сервоприводами, что резко расширяет возможности для творчества, позволяет создавать на современном уровне конструкции и системы. Программное обеспечение в виде графической среды даёт возмож-ность начинающим достаточно легко осваивать принципы программи-рования.

В итоге — объединение конструкторской составляющей с про-граммной расширяют возможности для детского творчества, позволя-ют начинающим быстро осваивать основы современных технологий.

Но по мере роста уровня наблюдается спад интереса к Лего-конструктору, поскольку у Лего имеются и принципиальные недостат-ки, и он рассчитан на определённый «коридор» уровня решаемых за-дач.

Хочется отметить важность реальной заинтересованности в ко-нечном результате во всех звеньях образовательной системы взращи-вания и подготовки технических кадров.

Необходимо:

– продумать систему поощрения и стимулирования;

– отказаться от порочной практики «виртуальной» отчётности об олимпиадах, конкурсах, выставках;

– осуществлять максимальный общественный контроль за дея-тельностью структур, ответственных за развитие детского техническо-го творчества, с выполнением всевозможных постановлений на эту тему. Результат не замедлит сказаться.

Хочется заметить (напомнить), что рост отечественной инду-стрии и науки зачастую проходил, как бы сейчас сказали, «под дей-ствием санкций» извне. Нас разными способами старались сдержать, замедлить развитие государства и общества. Но время показало, что наши недоброжелатели не в силах достичь своих целей. Однако не следует думать, что всё получится само собой. Необходимо развиваться под воздействием лучших традиций русской инженерной школы, наследия таких великих учёных, как Циолковский.