ИСТОРИЯ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗЦОВ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ В ПРОЦЕССЕ ИХ СОЗДАНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ

ИСТОРИЯ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗЦОВ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ В ПРОЦЕССЕ ИХ СОЗДАНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ

© А.Г.Гончар, В.Ю.Клюшников, Ю.Н.Макаров, В.С.Чапоргин, Р.В.Шаповалов, В.Е.Ширшов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и экономика космической деятельности"
2016 г.

Материалы с воспоминаниями участников создания РКТ, в том числе и воспоминаниями А.С.Гончара, который с 1959г. по 1974г. ру-ководил разработками систем наведения для стратегических ракетных комплексов, привели к идее направить такую творческую работу участников сложных процессов создания РКТ в регламентированный на уровне ракетно-космической отрасли процесс. Это позволит ис-пользовать неоценимый для совершенствования процессов создания и эксплуатации уже современных образцов РКТ опыт предыдущих по-колений участников космической деятельности.

Как известно, в ходе официальных расследований происше-ствий на РКТ и особенно расследований причин катастроф, которые унесли жизни специалистов посвятивших свою жизнь служению Ро-дине, укреплению её оборонного могущества и развитию РКТ, часто в силу различных причин, и прежде всего дефицита времени, не всегда полно определялись причины, приведшие к катастрофическим послед-ствиям, особенно в части системных проблем.

Так было, например, с катастрофой 18 марта 1980 года на кос-модроме Плесецк.

Также было и с катастрофой в ходе испытаний ракеты Р16 (8К64) 24 октября 1960 года на космодроме Байконур.

О развитии событий, приведших ко второй катастрофе техниче-ски грамотно написал в своих воспоминаниях А.С.Гончар. Следует обратить внимание на то, что в организациях, таких как харьковский Хартрон, где работал А.С.Гончар, опыт предыдущих разработок есте-ственно использовался в новых изделиях. Но как показала история распада СССР, а также условия рыночной экономики с её банкрот-ствами промышленных и конструкторских организаций, возникает необходимость обобщения уникального опыта создателей РКТ в от-раслевых нормативных документах, которыми будут пользоваться и будущие разработчики РКТ.

К сожалению следует констатировать, что не все уроки имев-ших место трагедий, таких, как например, в 1960 году на Байконуре, сегодня достаточно отражены в основном нормативном документе по созданию РКТ «Положение РК-11».

Как следует из воспоминаний А.С.Гончара, в ходе работ 24 ок-тября 1960 года, руководством испытаний с «благими» намерениями были приняты «ужасающие» технические решения по снятию очень многих блокировок, препятствующих возникновению аварии на этапе подготовки ракеты к пуску.

18 марта 1980 года катастрофическое развитие событий про-изошло из-за применения в ходе изготовления фильтров для системы заправки РН типа Р7А перекисью водорода не предусмотренного кон-структорской и технологической документацией припоя ПОС-40 (со-держащего 40% свинца).

До недавнего времени, количество отступлений от КД при изго-товлении только одной РН типа Р7А могло превышать 200! При этом анализ допускаемых отступлений иногда проводился без должного к ним всестороннего подхода. Например, при замене припоя «Олово» на ПОС-40 не было получено заключение головной организации по КРТ (ГИПХ). К слову сказать, сегодня в Положении РК-11 головная орга-низация по КРТ вообще не определена.

В условиях функционирования рыночной экономики, как пред-ставляется, роль воспоминаний небезразличных участников создания РКТ возрастает многократно. Поэтому необходимо обеспечить си-стемный подход и стимулирование процессов создания «технических» воспоминаний в области РКТ. Для этого вполне возможно выделение и небольшого финансирования в ФКП, чтобы поощрять «технических писателей» и проводить исследование их работ в научных институтах.

Примерами, свидетельствующими о необходимости изучения воспоминаний непосредственных участников чрезвычайных ситуаций на РКТ, являются результаты расследования причин катастроф 1960 года с МБР Р-16 и 1980 года с РН типа Р7А.

Регламентирование процессов совершенствования нормативно-технических документов по созданию и эксплуатации РКТ, включаю-щий в качестве обязательного элемента блок анализа результатов ис-торических исследований, важный инструмент обеспечения её без-опасности.