К ВОПРОСУ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ОРНИТОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В АЭРОПОРТАХ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

К ВОПРОСУ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ОРНИТОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В АЭРОПОРТАХ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

© А.С.Семенов, Е.Ю.Крашенинников
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
2016 г.

С самого зарождения авиации, в качестве одной из угроз, стали рассматриваться птицы, так как столкновения их с самолетами начали приводить к летным происшествиям [1]. ИКАО каждый год регистрирует в мире примерно около 5 тысяч случаев столкновения ВС с птицами. В России максимальное количество столкновений было зарегистрировано в 1987 году — 393 случая. В настоящее время фиксируется около 40 инцидентов за год.

По данным исследований [1] были выделены 5 аэропортов с максимальной степенью птицеопасности, среди них: "Внуково" (Москва), "Толмачёво" (Новосибирск), "Пулково" (С.-Петербург), "Кольцово" (Екатеринбург), "Шереметьево" (Москва).

Каждый аэропорт имеет свой птицеопасный период в течение года, что связано с пролегающими путями миграций перелетных птиц. Для "Домодедово" — апрель-октябрь, "Шереметьево" — июнь-июль, октябрь, "Пулково" — июль-сентябрь. В это время взлет и посадку, даже днем, самолетам рекомендуется производить с включенными фарами, чтобы уменьшить вероятность столкновения с птицами.

Орнитологическая опасность зависит также от вида птиц, находящихся в зоне аэропорта. Чаще всего на таран самолета идут чайки: 45%, дневные хищные птицы — 12%, совы — 10%, воробьиные и кулики — по 7% и другие птицы — 12%.

В зависимости от класса аэропорта, который определяется годовым объемом перевозок и годовой интенсивностью движения самолетов, предъявляются различные требования к необходимому оборудованию и персоналу. Эти требования регламентированы в руководстве по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации (РООП ГА-89) [2]. В РООП ГА, в качестве мер борьбы с птицами, предлагаются различные виды отпугивающего птиц оборудования, наиболее распространенными из которых являются:

1. Биоакустические отпугиватели, которые представляют собой передвижной комплекс, генерирующий тревожный сигнал по алгоритмам специальной программы. Эти самые гуманные устройства, помогают прогнать птиц с насиженной территории с помощью комбинации специальных звуков. К недостаткам [3] относится то, что эти приборы узконаправленные, то есть отпугивают только один вид птиц в единицу времени.

2. Громпушка, отпугивающая птиц, издавая сильный звуковой хлопок, похожий на гром [3]. Устройство настраивается таким образом, чтобы не вызвать привыкания к звукам. Одной из особенностей пушки является ее всепогодность.

Помимо этого, в настоящее время разработаны и применяются отпугиватели, не регламентированные в РООП ГА-89, такие как:

1. Ультразвуковой отпугиватель, принцип действия которого основан на том, что колебание ультразвуковых частот вызывает у пернатых страх возможной опасности, и инстинкт самосохранения не позволяет им обосноваться в этом месте. Основным недостатком является небольшая площадь отпугивания.

2. Лазерные отпугиватели, принцип действия которых основан на том, что птица воспринимает как угрозу для жизни яркий быстро перемещающийся луч. К недостаткам относится малая эффективность в светлое время суток.

3. Хищные птицы также широко применяются для борьбы с орнитологической угрозой. Их главная задача испугать птиц своим присутствием.

Таким образом, актуальной задачей является разработка рекомендаций для аэропортов различных категорий по применению оборудования, не предусмотренного в РООП ГА. Применение современных методов отпугивания птиц позволит снизить орнитологическую опасность и повысить безопасность полётов.

Список литературы

1. Птицы против «птиц» [Электронный ресурс] URL: http://avia-simply.ru/ptici-protiv-ptic/.

2. Руководство по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации (РООП ГА-89) [Электронный ресурс] URL: http://otpugivanie.narod.ru/documents/ROOP_GA-89.pdf.

3. А.И. Рогачев А.М. Лебедев. Орнитологическое обеспечение безопасности полетов. - М.: Транспорт, 1984.