К.Э. ЦИОЛКОВСКИЙ КАК КЛАССИЧЕСКИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ РОССИЙСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ

К.Э. ЦИОЛКОВСКИЙ КАК КЛАССИЧЕСКИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ РОССИЙСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ

© В.В.Блохин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Исследование научного творчества К.Э. Циолковского"
2016 г.

К.Э. Циолковский — не только гениальный представитель космизма, но и человек, созданный эпохой и временем. Сегодня уже общим местом в отечественной историографии стало осмысление наследия Циолковского в контексте идейных исканий российской пореформенной интеллигенции. «Идейное родство» социальной теории великого отечественного мыслителя с народнической мыслью обстоятельно исследовано в трудах А.В. Хорунжего. Между тем, имеет смысл остановиться на некоторых типичных чертах в мышлении и жизненном опыте мыслителя, которые в полной мере позволяют его отнести к российской интеллигенции.

Циолковский жил в эпоху системной модернизации России, когда на глазах рушился старый патриархальный уклад жизни, росла потребность в знаниях. Капитализм, утверждавшийся в России, требовал рациональности жизненного устройства. Развитие рынка, интенсификация хозяйственной жизни, реформирование социальных институтов с целью повышения эффективности хозяйственной сферы — все это стимулировало развитие науки, образования. Страна остро нуждалась в образованных людях.

В пореформенную эпоху наука стала восприниматься не только как универсальное средство решения всех социальных проблем, но и как инструмент «раскодировки» религиозного, ненаучного сознания, создания новой «картины истинности». Народнические мыслители Н.Г. Чернышевский, П.Л. Лавров, нигилист Д.И. Писарев, будучи страстными поклонниками социологии О. Конта стремились найти закономерности жизни (прежде всего, истории), чтобы на основе их познания управлять социальной материей, историей. Так, Н.Г. Чернышевский совершенно искренне верил в то, что любое социальное преобразование или законотворческая деятельность должна быть предварена «научной экспертизой», т. е. наука должна, по его мнению, давать «теоретическую санкцию» любым формам преобразовательной деятельности, дабы избежать ошибок и направить ее в сознательное русло.

Поразительно сходство жизненных ситуаций народников и Циолковского! Известно, что Чернышевский в молодости увлекся идеей «вечного двигателя», которая хотя и не была реализована, но отчетливо отражала формацию его ищущего ума. В период с 14 до 16 лет, который Циолковский назвал «проблесками сознания», он повстречал изобретателя «вечного мотора». «У отца был товарищ-изобретатель (образованный лесничий). Он придумал вечный мотор, не уяснив себе законов гидростатики. Я говорил с ним и тот час же понял его ошибку, хотя и не мог его разубедить» (Циолковский К.Э. Черты из моей жизни // Гений среди людей. М., Мысль, 2002. С. 30).

В отличие от юного Чернышевского юный Циолковский основывал свои выводы на строгих фактах. Стремление к точной науке укладывалось в позитивистскую традицию. Истинное знание всегда должны быть точным, а значит проверяемым на фактах. С этим связано определенное отношение к философии как форме знания. Статус философии в эту эпоху подвергался серьезной переоценке. В философии народники видели отвлеченное от жизни знание, в точной науке — ключ к изменению мира. «Что читал в Москве и чем увлекался? Прежде всего, точными науками. Всякой неопределенности и "философии" я избегал», — вспоминал Циолковский (Там же. С. 32).

В этой связи уместно еще одно наблюдение. Позитивизм как научная парадигма основывается на методологическом монизме, т. е. опирается на идею единства методов естественной и социальной науки. Научный объект позитивизма монистичен, ведь нам неизвестно, что заключено «за миром явлений». Наука не идет дальше феноменального мира, описываемого фактами. «Под точной наукой или, вернее, истинной наукой я подразумевал единую науку о веществе, или о Вселенной. Даже математику я причислял и причисляю сюда же. Монизм — единство на всю жизнь осталось моим принципом», — писал Циолковский (Там же. С. 33).

Конечно, наследие Циолковского многомерно, неисчерпаемо. В этом, очевидно, коренится признак героя, гения, творящего новую реальность. Видимо не случайно, что в эту эпоху «героического периода» народничества и вспыхнула звезда гения Циолковского.