КОСМОС КАК БУДУЩЕЕ

КОСМОС КАК БУДУЩЕЕ

© Ю.А.Кувшинов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2016 г.

В юбилейный год полета Ю.А. Гагарина имеет смысл не только подвести итоги, но и определить планы на будущее. Запуск ракеты с нового космодрома «Восточный» это движение в данном направлении, но космодром − это стартовая площадка, а вот куда и зачем надо направлять космические корабли, определяется перспективой развития российской космонавтики, но пока это не очень ясная стратегия. Космос начинается на Земле и не зря К.Э. Циолковский говорил, что ракета для него только средство для освоения Вселенной. Путь определяется целью и устремлением. Наибольшее устремление в космос наблюдалось в 50–70-е годы ХХ века. Именно это время характеризуется наибольшими успехами научно-технического прогресса в СССР и во всем мире, появлением фундаментальных идей и технических разработок, которыми мы до сих пор пользуемся. Устремление в космос сократилось, и сразу стало меньше фундаментальных разработок, усилия сосредоточились на улучшении бытовой техники и средств коммуникации. Не все определяется финансами, хотя надо отметить, что успехи советской космонавтики во многом объяснялись тем, что сил и средств на ее развитие не жалели. Желание стать космонавтом было широко распространено среди молодежи. Сейчас у молодых людей другие приоритеты. В романах И.А. Ефремова «Туманность Андромеды» и «Час быка» описывается два типа общества. Одно — это общество землян будущего, живущих в Эре Великого Кольца, и вся их жизнь направлена на освоение космоса, все подчинено этому на планете, в этом цель и смысл жизни. Общество находится в непрерывном поиске нового и развивается во всех направлениях. В романе «Час Быка» описан второй вариант общества, в котором устремление в космос официально запрещено. Планетой правит кучка олигархов, которая установила жестокий режим и довела планету до величайшей экологической катастрофы. Оба описания порождают массу аналогий и заставляют задуматься.

В свое время К.Э. Циолковский говорил, что он не может представить себе, что человечество останется в нынешнем состоянии. Оно будет развиваться и преображаться, превращаясь в лучистое человечество. В отличие от научной фантастики, устремленной в будущее, современные фэнтэзи, особенно англо-саксонские, устремлены в прошлое. Мечи, драконы, принцессы, по существу это новое Средневековье. Но сможет ли (и захочет ли) вернуться в Средневековье современный человек? У людей как бы повернули головы назад. Идет бесконечная и весьма субъективная интерпретация прошедшего. Но ведь будущее наступит. Каким оно будет и готовы ли мы к его встрече? Кто сейчас уверенно скажет, что с нами будет лет через пять? Если нет проекта, не будет и здания. А то, что наступит спонтанно, многих может не устроить. Неплохо в этом случае вспомнить о русском космизме. Его особенностью является проектность, устремление в будущее. Бесконечный прогресс невозможен на ограниченной размерами и ресурсами Земле. Сознание людей искусственно отделяет их от космоса. Энтропия нарастает в замкнутой системе, что ведет к тепловой смерти по законам термодинамики. Возрождаются геоцентрическая и антропоцентрическая модели мира. Эгоизм и гедонизм становятся общественной философией. Не связано ли глобальное потепление с этим перегревом страстей и желаний современных людей? Леса планеты исчезают от их действий, устремленных ко всему земному. Сформировалось общество потребления (в том числе и природы). Ни один вид не может жить в окружении своих отбросов. Земля — это космический корабль, но все ли осознают себя космонавтами? Космос это будущее человечества, поэтому К.Э. Циолковский предупреждал, что на Земле-колыбели, вечно жить не получится.