МЕТОДИКА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПАССАЖИРОПОТОКОВ В МАГИСТРАЛЬНОМ АВИАСООБЩЕНИИ

МЕТОДИКА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПАССАЖИРОПОТОКОВ В МАГИСТРАЛЬНОМ АВИАСООБЩЕНИИ

© А.А.Охапкин, С.П.Кондратьева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
2016 г.

Прогнозирование пассажиропотоков является частью методологии формирования прогнозного сценария авиационных перевозок — совокупности всех авиационных операций, совершённых в течение определённого периода времени. Сценарий авиационных перевозок необходим для решения целого ряда важных задач, стоящих перед производителями и эксплуатантами авиационной техники, такие, как прогнозирование парка воздушных судов, прогнозирование потребностей в наземной инфраструктуре и оценка эффективности новых технологий на уровне авиатранспортной системы. Последняя задача особенно актуальна для научных организаций авиационной отрасли, занимающихся созданием опережающего научно-технического задела.

Разрабатываемую методологию формирования прогнозного сценария авиационных перевозок можно разделить на четыре этапа: 1) прогнозирование структуры сети авиалиний на основе социально-экономических факторов и предыстории её развития;

2) прогнозирование спроса на авиационные перевозки между всеми узлами авиатранспортной сети на основе сценариев социально-экономического развития России;

3) определение пассажиропотоков между узлами сети, связанными прямым авиационных сообщением, на основе критериев оптимальности маршрута полёта, исходя из прогнозной структуры сети и спроса на авиационные перевозки;

4) определение совокупности всех авиационных операций с детализацией для каждой авиалинии количества рейсов в год и классов используемых воздушных судов по дальности и пассажировместимости.

В рамках данной работы рассматриваются этапы 2 и 3.

В связи со своей сложностью, задача прогнозирования спроса на авиационные перевозки между узлами сети была разделена на две стадии. Вначале прогнозируется совокупный спрос, возникающий в узлах авиатранспортной сети — пунктах отправления, который определяется долей населения с уровнем доходов, превышающим статистически установленный пороговый уровень, и эмпирически установленной зависимостью количества полётов от уровня доходов. Затем, на основе факторов привлекательности пунктов назначения (теоретический подход) или статистической информации (эмпирический подход), определяются доли пассажиров, стремящихся попасть в каждый узел сети – пункт назначения. Таким образом, прогнозируется «направленный» спрос для всех пар узлов авиатранспортной сети.

В силу того обстоятельства, что не все узлы сети связаны прямым авиационным сообщением, возникает задача распределения спроса на авиаперевозки по прогнозной сети авиалиний: часть пассажиров вынуждена лететь с пересадками, тем самым формируя транзитные пассажиропотоки. Поиск оптимальных маршрутов полёта осуществлялся при помощи алгоритма Дейкстры, при помощи которого минимизировалось количество пересадок, а в случае их равенства — дальность полёта. Суммированием прямого и транзитного пассажиропотоков были найдены полные пассажиропотоки на всех авиалиниях прогнозной сети.