МЫ НЕ МОЖЕМ ЖИТЬ БЕЗ КОСМОСА

© Т.В.Ахлебинина
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2016 г.

Почти 20 лет в Средней общеобразовательной школе №13 г. Ка-луги работает школьное научное общество «Альфа-Центавра». Основ-ная задача научного общества — интеллектуальное развитие школьников, создание условий для самостоятельной творческой деятельности с учетом особенностей, склонностей и интересов учащихся.

Как Альфа Центавра состоит из трех звезд, так и в содержатель-ном плане предметом деятельности научного общества являются три аспекта: космос, интеллект, эрудит. С «космосом» связан наш город, это тот региональный компонент, который отражает специфику Калу-ги. «Интеллект» — важный аспект работы, так как связан с одной из задач деятельности: развитие познавательных интересов, интеллекту-альных способностей учащихся. «Эрудит» — аспект работы, который способствует развитию творческих способностей.

В научном обществе учащиеся занимаются не только индивиду-альными исследованиями. Новый Федеральный государственный об-разовательный стандарт (ФГОС) ставит задачу вовлечения всех уча-щихся в проектно-исследовательскую работу. Но как это сделать?

В школе накоплен опыт создания коллективных проектов уча-щихся, объединенных одной темой. Коллективный проект готовит класс, а индивидуальные проекты учащихся являются гранями одного целого. Не только класс готовит коллективное исследование, а вся параллель. Так и появился коллективный труд шестиклассников под названием «Мы не можем жить без космоса». Все работы учащихся объединены в три книги, поэтому есть осязаемый результат работы: «Памятные даты истории космоса», «Спутники бороздят Вселенную», «Лица космоса». Это даты, факты, лица.

Создание коллективных работ учащихся отличается актуальностью и имеет новизну. Приобщение к науке — это важная сфера деятельности школы, а приобщение к космосу — вдвойне. Космосу принадлежит будущее, а будущее мы делаем в школе уже сегодня.

Цель работы — показать значимость научных достижений в жизни человека, проследить, как чудеса науки воплощаются в жизнь в космической отрасли. Практическая значимость работы в том, что полученные в ходе исследований знания учащиеся могут использовать на самых разных предметах. Практическая значимость заключается в межпредметности, в «метапредметности» в терминах ФГОС.

В коллективной работе «Памятные даты истории космоса» от-ражены основные вехи в освоении космоса. И работа начинается даже не с даты запуска Первого искусственного спутника Земли, а гораздо раньше — с 1923 г., когда в Германии был открыт первый планетарий. Важной датой является и 2 июня 1955 г. — день рождения космодрома «Байконур».

В книге «Спутники бороздят Вселенную» речь идет об искус-ственных спутниках Земли, большинство из которых запускаются в целях научных исследований.

Коллективная работа «Лица космоса» посвящена в первую оче-редь космонавтам. В первом отряде 12 космонавтов совершили полет в космос, но и остальные 8 внесли большой вклад в развитие российской космонавтики. Особое место в работе отводится кос-монавтам, чье имя носят улицы Калуги. Один из разделов книги посвящен космонавтам XIX в., ведь исследование космоса идет активно и сегодня.

Учащиеся 6-х классов провели большую работу в содержатель-ном плане. В то же время они научились мыслить, обобщать, система-тизировать, выдвигать идеи. Учащиеся поняли, что Россия стала пер-вопроходцем космоса не случайно, а благодаря самоотверженному труду людей и чудесам науки.

Мы уверены, что дорога в космос начинается за школьными партами. И именно здесь мы впервые знакомимся с космосом и наукой, позволяющей делать открытия. Уникальный опыт и знания российских специалистов приумножают успехи России, укрепляют передовые позиции страны.

Будут ли когда-либо разгаданы все звездные загадки? Вполне возможно. Ведь, как сказал Фред Хойл, космос не так уж далек — все-го-то час езды, если ваш автомобиль способен ехать вертикально вверх.