ОСНОВНЫЕ ПРОБЕЛЫ В КОСМИЧЕСКОМ ПРАВЕ

© Г.Е.Деева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и научное прогнозирование"
2016 г.

Космическое право можно назвать одной из самых молодых отраслей права. Очевидно, что потребность в какой-либо правой регламентации и регулировании деятельности человека в космическом пространстве возникла только после того, как такая деятельность стала возможна и приобрела относительно широкие масштабы, то есть только во второй половине 20 в.

При этом, не смотря на свою молодость, отрасль космического права явно не поспевает за активно развивающейся в сразу нескольких направлениях космической индустрией.

Основные нормативно-правовые акты, регулирующие космическую деятельность датируются 60–70 гг. 20 в., некоторые вопросы освоения космического пространства урегулированы вообще только на уровне международно-правовых обычаев.

В силу описанной выше ситуации в правовом регулировании космической деятельности человека возник ряд серьезных пробелов, требующих восполнения, как на международно-правом уровне, так и на уровне национального законодательства.

Во-первых, это проблема регулирования добычи полезных ископаемых в космосе. Очевидно, что на сегодняшний день такая деятельность практически не осуществляется с силу ряда причин, например, нерентабельно высокой стоимости, однако через пару-тройку лет, благодаря научным разработкам, которые уже сейчас имеют определенные результаты, как частные, так и государственные компании приобретут заинтересованность в ведении такой космической деятельности. И здесь же встанет вопрос о том, каким образом регулировать эту деятельность? Разработка международного правового акта требует времени, и пока такого рода документы находятся в стадии разработки, существует риск определенного произвола со стороны заинтересованных в добыче полезных ископаемых в космосе лиц. Чтобы не допустить подобного произвола начать активную работу по разработке адекватного правового регулирования этого вопроса необходимо уже сейчас. За основу многие предлагают взять опыт в регулировании использования минеральных ресурсов международного района морского дна.

Во-вторых, в настоящее время идет стремительное формирование спроса на услуги космического туризма. При этом каков правовой статус космических туристов на данный момент не ясно: разграничения между космическими туристами и профессиональными космонавтами нигде не указано. Очевидно, что в данном случае мы также не можем руководствоваться и нормами о правовом статусе туристов в целом, которые существуют на данный момент. Правовое регулирование прав и обязанностей космического туриста, его ответственности, его страхования, требований к компаниям, занимающимся космическим туризмом, должно стать самостоятельным детально разработанным институтом космического права, урегулированного не столько на международном, сколько на национальном уровне.

В-третьих, вызывает обоснованное беспокойство пробел в регулировании геостационарной орбиты (ГСО). Проблема заключается в том, что количество позиций для эффективной работы спутников, расположенных на ГСО, является ограниченным, в то время как потребности различных субъектов в размещении на ГСО своих аппаратов постоянно возрастают. Регулирование этой проблемы пока можно найти только на уровне общих принципов международного космического права, принципы, как известно, дают только наиболее общее регулирование и зачастую могут подвергаться каучуковому толкованию, что может привести и уже приводило (1976 г. Боготская декларация) к определенным пока конфликтам в этой сфере.

И это далеко не все вопросы космической деятельности, нуждающиеся в более детальном правовом регулировании, чем это есть сейчас.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на данный момент большинство актуальных проблем космического права не урегулировано должным образом. Россия — страна с большим космическим потенциалом, заинтересованная в урегулировании всех этих вопросов, поэтому, по моему мнению, нам необходимо играть активную роль в нормотворчестве космического права, как выступая с инициативами на международном уровне, так и регулируя те вопросы, которые возможно, на уровне национального законодательства.