ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ В РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

© Т.В.Кленина
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и экономика космической деятельности"
2016 г.

Одним из важнейших условий развития любых отраслей, в том числе и наукоемких, к которым, в первую очередь, относится ракетно-космическая промышленность является организация эффективного управления. Чем сложнее наукоемкая отрасль или высокотехнологич-ное предприятие, тем сложнее должен быть и орган, который им управляет. Каждая наукоемкая отрасль и высокотехнологичное пред-приятие стремится настроиться на наиболее экономный режим функ-ционирования за счет постоянного пересмотра функций и изменения своей структуры.

Очевидно, что развитие такой наукоемкой отрасли, как ра-кетно-космическая, невозможно без активного участия государства в различных его проявлениях. Одним из значимых мероприятий по совершенствованию структуры, повышению эффективности управления отраслью в целом и отдельными предприятиями в частно-сти, улучшению качества взаимодействия стало создание государственной корпорации, деятельность которой направлена на создание условий и механизмов эффективного осуществления космической деятельности, использования ее результатов, управления организациями Корпорации и их развития, а также на содействие укреплению обороны страны и обеспечение безопасности государ-ства.

Немаловажным фактором развития отрасли также является стратегическое планирование, учитывающее влияние труднопредска-зуемых факторов. В условиях, сложившейся в последние несколько лет геополитической обстановки дополнительным условием, тормозящим процесс разработки и изготовления космических аппаратов и научной аппаратуры, стало возросшая потребность в отечественной электронной компонентной базе. Требуются время, квалифицирован-ные кадры и создание условий для ее производства, даже при наличии мер экономической поддержки и административного воздействия со стороны государства. Важной задачей является опережающее развитие образования в условиях динамично развивающихся процессов глобализации мировой экономики.

На уровне отдельных предприятий также остро стоят задачи планирования проектов, в том числе в связи с затягиваем сроков их выполнения. Это влияет на реализуемость не только национальных проектов, но и на сроки выполнения международных обязательств по проектам, выполняемым совместно с зарубежными партнерами, что может негативно повлиять на имидж государства на мировом косми-ческом рынке и свою очередь привести к снижению числа таких про-ектов.